Номер дела 2-4444/2015 ~ М-4373/2015
Дата суд акта 15 декабря 2015 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Рыбакова Е. Н.
ОТВЕТЧИК отдел образования Кировского района г. Новосибирска
Представитель ответчика Беляев Н.Н.

Дело

Поступило в суд «11» ноября 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

«16» декабря 2015 года<адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе:

СудьиБычковой О.Л.

При секретареКристосовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбаковой Е. Н. к Отделу образования <адрес> об обязании предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении, возмещении ущерба

У С Т А Н О В И Л:

Рыбакова Е.Н. обратилась в суд с иском к отделу образования <адрес> об обязании предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении, возмещении ущерба. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена <адрес>, поскольку отдел образования является структурным подразделением администрации района. В обоснование исковых требований указано, что истица имеет несовершеннолетнюю дочь фио 1 <данные изъяты> года. <данные изъяты>. ее ребенок был зарегистрирован в Отделе образования <адрес> для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) по месту жительства. До настоящего времени путевка не выдана. Указывает, что отделом образования <адрес> необоснованно ограничивают право ее дочери на гарантированную государством общедоступность бесплатного дошкольного образования. Кроме того, ее ребенок имеет право на первоочередное зачисление в МДОУ как ребенок военнослужащего. Истица неоднократно обращалась в Отдел образования <данные изъяты>, <данные изъяты>. для решения вопроса об устройстве ее ребенка в МДОУ. Ей приходили ответы от <данные изъяты>. согласно которым ее ребенку будет предоставлено место в МДОУ по мере продвижения льготной очереди, по мере сдачи новых детских садов. Отсутствие свободных мест в детских садах истица не считает законными причинами отказа в выдаче путевки. Также ее семье был причинен материальный ущерб, поскольку она вынуждена была выйти на работу по достижению ребенком возраста <данные изъяты> лет, так как перестали платить пособие, нужно было оплачивать ипотеку, у супруга заработная плата составляет <данные изъяты> рублей, платеж по ипотеке <данные изъяты> рублей, она была вынуждена отдать ребенка в платный частный детский сад. Расходы по оплате посещения дочерью частного детского сада составили <данные изъяты>. Просит обязать отдел образования <адрес> предоставить ее дочери фио 1, <данные изъяты>. места в группе полного дня муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в разумный удаленности от места проживания. Компенсировать причиненный материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей, компенсировать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика <адрес> по доверенности Беляев Н.Н. в судебном заседании по исковым требованиям возражал, пояснил, что в соответствии с п. 2.1. Правил приёма детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории <адрес>, утверждённых постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , приём детей в дошкольные учреждения осуществляется при наличии свободных мест в порядке очереди, которая формируется <данные изъяты> ГУО. В соответствии с п. 2.3. Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утверждённого постановлением мэрии <адрес> от <данные изъяты>. предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях осуществляется при достижении ребёнком возраста 1,5 лет на основании путёвок-направлений для зачисления (приёма) ребёнка в дошкольное учреждение, выданных ГУО, РОО, при наличии свободных мест в дошкольном учреждении. Из п. 2.7. указанного регламента следует, что предоставление муниципальной услуги приостанавливается в случае, если отсутствуют свободные места в дошкольных учреждениях. Предоставление услуги возобновляется при наличии свободного места в дошкольном учреждении, указанном в заявлении. Согласно ч. 4 ст. 67 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. Тем самым, возможность предоставления данной услуги непосредственно зависит от наличия свободных мест в дошкольном учреждении. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Согласно ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Таким образом, по смыслу данных статей дошкольное образование не является обязательным. Родители обязаны обеспечить получение детьми только общего образования. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях. Сеть дошкольных образовательных учреждений действует в помощь семье (источнику дошкольного образования), и именно предоставление возможности постановки в очередь для получения в равных с иными гражданами условиях места в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает гарантию общедоступности дошкольного образования (которое обязательным не является). Действующим законодательством не предусмотрено право на обеспечение местом в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, отделом образования не были нарушены права истца.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истицей получена путёвка в МКДОУ N29.

Представитель отдела образования <адрес> фио 2 в судебном заседании пояснила, что отдел образования по оказанию услуги руководствуется регламентом об оказании муниципальной услуги. На сегодняшний момент услуга истице предоставлена, семья получила путевку на посещение детского сада. Приостановление предоставления услуги истцу можно обосновать приказом Министерства образования, по которому предоставление услуги приостанавливается, если нет мест в детских садах. Истец действительно обращалась в отдел образования, ей всегда давали письменный ответы в которых отражалась динамика движения очереди. В действующие дошкольные учреждения на ДД.ММ.ГГГГ дочь истицы определить не было возможности потому что на указанную дату ребенку еще не исполнилось 2 года. Мониторинг очереди ведется регулярно, все движения по очереди контролируются органами прокуратуры и Мэрией. Для устранения очередей в детские сады принято ряд программ, в городе строится большое колличество детских садов, но проблема наполнения все равно остается. В <адрес> строится три детских сада. К сентябрю 2015 года был открыт детский сад , дочь истицы не попала по очереди в данный детский сад и истице был дан ответ, что она получит место в саду , но одна из семей отказалась от путевки в детский сад , истице предложили указанную путевку и она согласилась, получили ее, что подтверждается подписью в журнале выдачи путевок.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о рождении истица имеет дочь фио 1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8), отцом указан Рыбаков Д. В..

Рыбаков Д. В. является военнослужащим (л.д.9).

Истица обращалась в отдел образования <адрес> <данные изъяты> с просьбой сообщить точные сроки направления ее ребенка в детский сад.

Отделом образования администрации <адрес> в адрес Рыбаковой Е.Н. даны ответы от <данные изъяты>. (л.д.19) в которых разъяснялся порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях, указана очередь фио 1 для предоставления места в детских садах, которая отражает динамику продвижения очереди.

Также истице был дан ответ Главным управлением образования Мэрии <адрес> от 22.09.2015г. (л.д.18).Согласно статье 64 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом <адрес>, организация предоставления доступного бесплатного дошкольного образования на территории Новосибирска отнесена к вопросам местного значения.

В силу пункта 2.2 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5441 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" муниципальная услуга предоставляется от имени мэрии отделом дошкольного образования Главного управления образования мэрии <адрес> (далее - ГОУ), отделами образования администраций районов <адрес>, администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>.

Согласно пунктам 2.3, 2.7 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5441 предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях осуществляется при достижении ребенком возраста полутора лет на основании путевок-направлений для зачисления (приема) ребенка в дошкольное учреждение (далее - путевка-направление), выданных ГУО РОО, при наличии свободных мест в дошкольном учреждении. Основанием для приостановления муниципальной услуги является отсутствие свободных мест в дошкольных учреждениях. Предоставление муниципальной услуги возобновляется при достижении ребенком возраста полутора лет и наличии свободного места в дошкольном учреждении, указанном в заявлении, после подачи заявителем документов, предусмотренных п. п. 2.10.2 данная услуга предоставляется в порядке очередности.

Как установлено судом Рыбакова Е. Н. является матерью несовершеннолетней фио 1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ фио 1 поставлена на очередь на получение путевки в детский сад.

На <данные изъяты>. текущий номер льготной очереди по <адрес> в новом комплексе автоматизированных информационных систем «<данные изъяты> сад» -<данные изъяты> в возрастной категории с <данные изъяты>

На <данные изъяты>. текущий номер льготной очереди на получение места в детский сад в новом комплексе автоматизированных информационных систем «<данные изъяты> <данные изъяты>

На <данные изъяты>. текущий номер льготной «внеочередной» очереди на получение места в детский сад в новом комплексе автоматизированных информационных систем <данные изъяты> <данные изъяты>

Количество групп в учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.

На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Согласно пункту 1.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста <данные изъяты> не менее <данные изъяты> квадратных на <данные изъяты> и для дошкольного возраста <данные изъяты> лет) - не <данные изъяты> метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п. 1.4 СанПиН).

Доказательств возможности создания места специально для фио 1 в соответствии с нормами и правилами, установленными <данные изъяты>, не представлено. Но даже, если бы возможность создания дополнительного места в МДОУ была бы, то образовавшееся свободное место подлежало бы распределению очередникам, иначе их права оказались бы нарушенными при предоставлении фио 1 места вне очереди.

Принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны отдела образования администрации <адрес> отсутствует нарушение прав истицы.

Кроме того, превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований СанПиН, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.

Ребенок истца был в установленном законом порядке поставлен на очередь для получения путевки в детский сад и в настоящее время истице предоставлена путевка в детский сад на освободившееся место (по причине отказа от путевки лицами получившими ее в порядке очереди).

Статья 17 Конституции РФ провозглашает принцип соблюдения права и свободы других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее фио 1, также имеющих право на предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Само по себе наличие очереди на получение места в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования.

Кроме того, Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> утверждена муниципальная программа "Развитие инфраструктуры и материально-технической базы муниципальных образовательных организаций <адрес><данные изъяты>".

Как указано в данной программе, в рамках реализации ведомственной целевой программы "Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в городе Новосибирске" на <данные изъяты> годы, утвержденной постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> годах создано <данные изъяты> новых мест в дошкольных образовательных организациях, что на <данные изъяты> превышает планируемые программные показатели.

Вместе с тем, на сегодняшний день существует потребность в предоставлении мест в дошкольные образовательные организации.

В рамках реализации Программы планируется ликвидировать очередность детей в дошкольные образовательные организации.

Принимая во внимание, что разрешение проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях требует значительных денежных вложений, и органом местного самоуправления предпринимаются все необходимые меры по разрешению данной проблемы, суд не может согласиться с заявителем о незаконности действий администрации <адрес> о приостановлении оказания муниципальной услуги.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца со стороны ответчиков, то исковые требования о возмещении материального ущерба и возмещении расходов по оплате государственной пошлины не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Рыбаковой Е. Н. к Отделу образования <адрес> об обязании предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении, возмещении ущерба - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий-(подпись)

Копия верна.

Подлинник решения находится в гражданском деле г.

Решение на <данные изъяты>. не вступило в законную силу.

Судья-

Секретарь-