Номер дела | 2-4149/2015 ~ М-3938/2015 |
Дата суд акта | 23 августа 2015 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Чегель Т. С. |
ОТВЕТЧИК | Администрация Октябрьского района г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Мэрия г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
Представитель истца | Винокурова Н.Р. |
Представитель и+о? | Лебедева Е.А. |
Дело № 2-1433/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2015 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Илларионова Д.Б.
секретаря Расулова Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чегель ТС к администрации <данные изъяты> района г. <данные изъяты> о включении в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л :
Чегель Т.С. обратилась в суд с указанным иском, просит обязать администрацию <данные изъяты> района г. <данные изъяты> включить ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование своего требования истец Чегель Т.С. ссылается на то, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Чегель Л.Б. была лишена родительских прав в отношении троих детей: дочерей И, Т и Е на основании решения <данные изъяты> районного суда г.<данные изъяты> от /дата/ года. Дети рождены вне брака, со слов Чегель Л.Б. отцом дочерей является Чегель С.П., однако какие – либо данные об этом лице отсутствуют. На основании распоряжения администрации <данные изъяты> района № от /дата/ Чегель Т.С., Чегель И.С., Чегель Е.И. были определены на полное государственное попечение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За указанными лицами была закреплена жилая площадь по адресу: г<адрес> Чегель Т.С. является воспитанницей детского дома № и находилась на полном государственном обеспечении, с /дата/ согласно приказу № выбыла в школу – интернат №, где находилась с /дата/ по /дата/ С /дата/ года по /дата/ год Чегель Т.С. обучалась с ФГОУ СПО «<данные изъяты> аграрный колледж» на очной форме обучения и находилась на полном государственном обеспечении. За время обучения истец не был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. С /дата/ по /дата/ Чегель Т.С. обучалась на дневном отделении в Областном государственном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №» и находилась на полном государственном обеспечении. На период обучения проживала в общежитии с /дата/ по /дата/ по адресу: <адрес>, данное помещение приватизации не подлежит. В закрепленном жилом помещении истец проживать не имеет возможности, поскольку в нем проживает мать Чегель Л.Б., которая лишена родительских прав. В данном жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м. состоят на регистрационном учете помимо истца еще 8 человек, о чем имеется выписка из домовой книги. В соответствии с п. 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. <данные изъяты>, принятого решением Городского Совета <данные изъяты> от /дата/ №, установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Иного жилого помещения, пригодного для проживания у истца не имеется, и никогда не было. В целях реализации предусмотренного законом права на предоставление благоустроенного жилого помещения, истцом было подано заявление в администрацию <данные изъяты> района г.<данные изъяты> с требованием о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, в ответе от /дата/ № полученном от администрации <данные изъяты> района г<данные изъяты> указано, что до настоящего времени отсутствует документ, регулирующий порядок обеспечения данной категории лиц, возраст которых превышает 23 года, в связи с чем рассмотреть вопрос положительно не представляется возможным. В связи с данными обстоятельствами Чегель Т.С. вынуждена проживать в арендуемой квартире на территории города <данные изъяты>.
В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения п.п. 1, 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Истец указывает на то, что на территории <данные изъяты> области действует Постановление Правительства <данные изъяты> области от /дата/ № «Об установлении факта невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они является, в <данные изъяты> области» которое определяет порядок установления факта невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателя, либо собственниками которых они являются. Подпункты 1 и 3 пункта 2 указанного порядка устанавливают основания, по которым проживание лиц указанной категории в жилом помещении невозможно, которые в данном случае, по - мнению истца, имеются. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином своих прав, в том числе жилищных. Истец полагает, что органы опеки и попечительства, обязанные в силу закона защищать права детей – сирот, лиц из числа детей – сирот свои обязанности по постановке Чегель Т.С. на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением не исполнили. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При отказе ответчиком не было принято во внимание, что достижение лицом 23-летного возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в противном случае это будет являться нарушением права истца на жилище, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ. В период с момента окончания учебного заведения до наступления 23-летнего возраста истец не имел реальной возможности в том числе финансовой) для защиты своих жилищных прав, поскольку проходила сложный период социальной адаптации.
В судебном заседании истец, ее представитель Винокурова Н.Р. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства социального развития <данные изъяты> области Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в письменных пояснения представитель указал, что в соответствии с положениями ст. <адрес> от /дата/ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> области отдельными государственным полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных выше категорий граждан. Включение в список детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями осуществляется в соответствии с постановлением Мэрии г. <данные изъяты> от /дата/ № «Об утверждении порядка включения в список (исключения из списка) детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями». В силу п.2.1 данного порядка для включения в список заявитель подает заявление в администрацию по месту жительства. Отдел по жилищным вопросам администрации ежеквартально направляет в управление по жилищным вопросам мэрии г.<данные изъяты> списки для формирования списка по городу <данные изъяты>. Управление по жилищным вопросам Мэрии г. <данные изъяты> осуществляет направление списка по городу <данные изъяты> в Министерство для формирования сводного списка в порядке и сроки, определяемые правовыми актами <данные изъяты> области (п. 3.3 Порядка). В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона <данные изъяты> области от /дата/ № в список включаются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на пять лет в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека. Установление факта невозможности проживания детей