Номер дела 2-4149/2015 ~ М-3938/2015
Дата суд акта 23 августа 2015 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Чегель Т. С.
ОТВЕТЧИК Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Мэрия г. Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Министерство социального развития Новосибирской области
Представитель истца Винокурова Н.Р.
Представитель и+о? Лебедева Е.А.

Дело № 2-1433/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2015 года г.Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Илларионова Д.Б.

секретаря Расулова Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чегель ТС к администрации <данные изъяты> района г. <данные изъяты> о включении в список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л :

Чегель Т.С. обратилась в суд с указанным иском, просит обязать администрацию <данные изъяты> района г. <данные изъяты> включить ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование своего требования истец Чегель Т.С. ссылается на то, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Чегель Л.Б. была лишена родительских прав в отношении троих детей: дочерей И, Т и Е на основании решения <данные изъяты> районного суда г.<данные изъяты> от /дата/ года. Дети рождены вне брака, со слов Чегель Л.Б. отцом дочерей является Чегель С.П., однако какие – либо данные об этом лице отсутствуют. На основании распоряжения администрации <данные изъяты> района от /дата/ Чегель Т.С., Чегель И.С., Чегель Е.И. были определены на полное государственное попечение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За указанными лицами была закреплена жилая площадь по адресу: г<адрес> Чегель Т.С. является воспитанницей детского дома и находилась на полном государственном обеспечении, с /дата/ согласно приказу выбыла в школу – интернат , где находилась с /дата/ по /дата/ С /дата/ года по /дата/ год Чегель Т.С. обучалась с ФГОУ СПО «<данные изъяты> аграрный колледж» на очной форме обучения и находилась на полном государственном обеспечении. За время обучения истец не был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. С /дата/ по /дата/ Чегель Т.С. обучалась на дневном отделении в Областном государственном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище » и находилась на полном государственном обеспечении. На период обучения проживала в общежитии с /дата/ по /дата/ по адресу: <адрес>, данное помещение приватизации не подлежит. В закрепленном жилом помещении истец проживать не имеет возможности, поскольку в нем проживает мать Чегель Л.Б., которая лишена родительских прав. В данном жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м. состоят на регистрационном учете помимо истца еще 8 человек, о чем имеется выписка из домовой книги. В соответствии с п. 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. <данные изъяты>, принятого решением Городского Совета <данные изъяты> от /дата/ , установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Иного жилого помещения, пригодного для проживания у истца не имеется, и никогда не было. В целях реализации предусмотренного законом права на предоставление благоустроенного жилого помещения, истцом было подано заявление в администрацию <данные изъяты> района г.<данные изъяты> с требованием о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, в ответе от /дата/ полученном от администрации <данные изъяты> района г<данные изъяты> указано, что до настоящего времени отсутствует документ, регулирующий порядок обеспечения данной категории лиц, возраст которых превышает 23 года, в связи с чем рассмотреть вопрос положительно не представляется возможным. В связи с данными обстоятельствами Чегель Т.С. вынуждена проживать в арендуемой квартире на территории города <данные изъяты>.

В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения п.п. 1, 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Истец указывает на то, что на территории <данные изъяты> области действует Постановление Правительства <данные изъяты> области от /дата/ «Об установлении факта невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они является, в <данные изъяты> области» которое определяет порядок установления факта невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателя, либо собственниками которых они являются. Подпункты 1 и 3 пункта 2 указанного порядка устанавливают основания, по которым проживание лиц указанной категории в жилом помещении невозможно, которые в данном случае, по - мнению истца, имеются. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином своих прав, в том числе жилищных. Истец полагает, что органы опеки и попечительства, обязанные в силу закона защищать права детей – сирот, лиц из числа детей – сирот свои обязанности по постановке Чегель Т.С. на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением не исполнили. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При отказе ответчиком не было принято во внимание, что достижение лицом 23-летного возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в противном случае это будет являться нарушением права истца на жилище, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ. В период с момента окончания учебного заведения до наступления 23-летнего возраста истец не имел реальной возможности в том числе финансовой) для защиты своих жилищных прав, поскольку проходила сложный период социальной адаптации.

В судебном заседании истец, ее представитель Винокурова Н.Р. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства социального развития <данные изъяты> области Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в письменных пояснения представитель указал, что в соответствии с положениями ст. <адрес> от /дата/ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> области отдельными государственным полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных выше категорий граждан. Включение в список детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями осуществляется в соответствии с постановлением Мэрии г. <данные изъяты> от /дата/ «Об утверждении порядка включения в список (исключения из списка) детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями». В силу п.2.1 данного порядка для включения в список заявитель подает заявление в администрацию по месту жительства. Отдел по жилищным вопросам администрации ежеквартально направляет в управление по жилищным вопросам мэрии г.<данные изъяты> списки для формирования списка по городу <данные изъяты>. Управление по жилищным вопросам Мэрии г. <данные изъяты> осуществляет направление списка по городу <данные изъяты> в Министерство для формирования сводного списка в порядке и сроки, определяемые правовыми актами <данные изъяты> области (п. 3.3 Порядка). В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона <данные изъяты> области от /дата/ в список включаются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на пять лет в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека. Установление факта невозможности проживания детей