Номер дела | 2-196/2015 (2-6167/2014;) ~ М-4909/2014 |
Дата суд акта | 10 июня 2015 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Акуленко Е. М. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Министерство социального развития Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Администрация Кировского района г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
Представитель истца | Федорова Е.В. |
Представитель и+о? | Беляев Н.Н. |
Представитель и+о? | Смагину Н.П. |
Представитель и+о? | Лебедеву Е.А. |
российская федерация
центральный районный суд <адрес>
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, <адрес>
11.06. 2015 г.
Дело № 2-
196
/2015
председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.,
секретаря судебного заседания Таран Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акуленко Е.М. к Мэрии <адрес> о признании права на включение в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включении в данный список и предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец Акуленко Е.М. обратилась в суд с иском, в котором (с учетом уточнений л.д.117-126) просит :
- Признать за ней право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
- Обязать администрацию <адрес> включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с указанным законом со дня ее обращения в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением.
- Обязать мэрию <адрес> предоставить ей жилое помещение специализированного жилого помещения, заключенного сроком на пять лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади за счет средств бюджета субъекта - <адрес>.
В обоснование требований указала, что относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на получение дополнительных гарантий при предоставлении жилого помещения. При обращении в администрацию <адрес> ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением возраста 23 года. Считает, что ей отказано необоснованно, т.к. достижение указанного возраста не является основанием для отказа в предоставлении гарантий, установленных законом, по обеспечению жилым помещением. Жилым помещением она до сих пор не обеспечена, органы опеки и попечительства не выполнили, возложенные на них функции по оказанию ей соответствующей помощи.
Выслушав пояснения истца Акуленко Е.М., ее представителя Федорову Е.В., представителя администрации <адрес> Беляева Н.Н., представителя мэрии <адрес> Смагину Н.П., представителя третьего лица министерства социального развития <адрес> Лебедеву Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Акуленко Е.М. родилась 000000 г., ее родители - отец 000000, мать 000000 (л.д.47).
Родители истца 00000 М.А. и 000000 В.П. решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав (л.д.6). Указанное также подтверждается судебными актами, вступившими в законную силу (л.д.29-30, 41-45) и решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5), что опровергает довод ответчиков, что истцом не предоставлено доказательств утраты в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения.
Решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Акуленко Е.М. была определена в детское учреждение (л.д.5).
Мать истца – 000000 г. (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ Акуленко Е.М. направлена, согласно путевки № <адрес> отдела народного образования в «Детский <адрес>» <адрес>, где находилась с ДД.ММ.ГГГГ по 27.08.1990г. (л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ Акуленко Е.М. была переведена в МОУ «Детский <адрес>» <адрес>, в котором находилась до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-30).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Акуленко Е.М. являлась воспитанником МОУ «Детский <адрес>» <адрес>, откуда выбыла в станкостроительный техникум. (л.д.11).
В техникуме обучалась с 01.09.1999г. по 16.12.1999г. (л.д.12)
После окончания пребывания в Детском доме Акуленко Е.М. не была обеспечена жильем, жилое помещение за ней закреплено не было, что установлено решением суда от 09.03.2011г. (л.д.29-30)
Согласно уведомлению из Управления Росреестра по <адрес> отсутствуют записи регистрации прав собственности за Акуленко Е.М. на объекты недвижимого имущества.
Согласно сведениям из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по данным правовой регистрации объектов недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах физического лица Акуленко Е.М. на недвижимое имущество в <адрес> не имеется.
По выходу из детского дома истец проживала по разным адресам на условиях коммерческого найма жилого помещения (аренды).
С 03.08.2004г. по 10.02.2015г. истец стола на регистрационном учете по адресу ул.000000 в <адрес> (л.д.99, 110), который являлся адресом массовой фиктивной прописки. (л.д.127), указанный дом снесен и снят с технического учета. (л.д.132)
С июля 2008г. истец проживает по адресу ул. 000000 первоначально на условиях коммерческого найма.
08.05.2014г. квартира приобретена 000000 С.В., с которым истец проживает в гражданском браке (л.д.97), с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по данному адресу. (л.д.98)
Представленные доказательства позволяют сделать вывод, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из представленных документов следует, что Акуленко Е.М. неоднократно (в августе, ноябре 2013г, декабре 2014г.) обращалась в мэрию <адрес> и администрацию <адрес> с заявлениями о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения. Однако ей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. (л.д. 8, 35, 39, 40, 72, 89)
На основании ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
С 01.01.2013г. утратил силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, который относил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
С этого момента законодательно изменен порядок представления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. (ч.6 ст.8)
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. (ч.9 ст.8)
В ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В <адрес> указанные отношения урегулированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В ч.1 ст.<адрес> N 331-ОЗ указано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
На основании ч.1 ст.<адрес> N 331-ОЗ формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган). Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
Порядок включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" утвержден Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7889.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что совершеннолетнего возраста истец достигла ДД.ММ.ГГГГ г., возраста 23 лет истец достигла в 2003г., т.е. в период до внесения изменений в законодательство относительно порядка обеспечения жилым помещений детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которым было установлено (ст.57 Жилищного кодекса РФ), что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ в редакции до 01.01.2013), носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
При этом с момента достижения возраста 18 лет и по настоящее время истец не состояла и не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что она обращалась с заявлением о постановке на учет нуждающихся и ей было в этом необоснованно отказано истец не предоставила.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона №159-ФЗ (в редакции до 01.01.2013г. когда у Акуленко Е.М. возникло такое право) должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому следует выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встала (не была поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
Более того, из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, а также статьи первой указанного ФЗ следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в декабре 2003г. и в феврале 2004г. истец обращалась с исковым заявлением в суд о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Исковые заявления определением суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без движения, истцу предложено предоставить доказательства обращения в администрацию с заявлением о предоставлении жилья и доказательства нуждаемости в жилом помещении. В связи с тем, что недостатки в установленный срок не устранены иски возвращены заявителю. (л.д.134-138)
Из чего следует, что уже в 2004г. истцу было известно о необходимости встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилого помещения.
Более того, в 2010 истец обращалась в суд с иском о представлении жилого помещения в связи с мерами поддержки, установленными Федеральным законом №159-ФЗ для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Центрального районного суда <адрес> от 09.03.2011г. и Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 07.09.2011г. в удовлетворении иска Акуленко Е.М. о предоставлении жилого п