Номер дела 2-330/2018 (2-4638/2017;) ~ М-4080/2017
Дата суд акта 17 января 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> решений ПФ РФ, его региональных отделений, негосударственных ПФ об отказе в назначении пенсии, о ...
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Шмаков И. В.
ОТВЕТЧИК ГУ Управление Пенсионного фонда России в Калининском районе г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Министерство обороны РФ
Представитель ответчика Котовщикова Ю.Н.

Дело № 2 – 330/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2018 года г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Мяленко М.Н.,

При секретаре Мороз М.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмакова Игоря Вадимовича к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска о признании решения незаконным и назначении страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Шмаков И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска и просит признать незаконным решение УПФ РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска от 26 мая 2017 года в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение периода учебы и службы в составе вооруженных сил СССР по призыву с 27.06.1981г. по 04.05.1983г.; обязать ответчика назначить пенсию Шмакову Игорю Вадимовичу с 26 мая 2017г. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»; обязать ответчика включить в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ время службы в армии по призыву (в двойном размере) и время учебы.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он работал в должности радиста-радиолокаторщика на установках СВЧ и на работах с применением СВЧ в ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова», в связи наличием требуемого стажа на соответствующих видах работ, по достижении возраста 55 лет обратился в управление Пенсионного Фонда РФ 15.05.2017г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 26 мая 2017 года Управление пенсионного фонда в назначении пенсии отказало, не правомерно исключен период учёбы с 01.09.1977г. по 25.06.1981г. и службы в армии по призыву с 27.06.1981 г. по 04.05.1983 года 1 год 10 месяцев 8 дней, который в соответствии с законом приравнивается к льготному стажу. Решение пенсионного фонда вынесено не законно, нарушает конституционного право истца на социальное обеспечение, он как работник с тяжелыми и вредными условиями труда имеет право на назначение досрочной пенсии по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 статьи 1 Федерального Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, которым определен перечень профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, в разделе «Общие профессии», указаны рабочие и инженерно-технические работники, занятые на установках СВЧ, УКВ и УВЧ и на работах с применением СВЧ, УКВ и УВЧ.

В связи с чем, ответчиком приняты в качестве стажа работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение периоды работы в ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова», общей продолжительностью 9 лет 9 месяцев и 5 дней.

Необоснованно исключены периоды: учёбы в Новосибирском радиотехническом техникуме, службы в армии по призыву.

Поскольку в соответствии с п.п «к» п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Следовательно служба составе вооруженных сил СССР в период с 27.06.1981 года по 04.05.1983 года (1 года 10 мес. 08 дней) приравнивается к работе в должности радиста - радиолокаторщика, занятого на установках СВЧ и на работах с применением СВЧ в ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова», поскольку данный период работы, следует за службой в армии, а закон не определяет время между службой и работой по списку №2.

В соответствии с п. 3 статьи 10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В связи с чем ответчик обязан учесть в качестве работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение период службы в армии из расчета 1 день службы за два дня работы, то есть 3 года 8 месяцев 16 дней, а всего льготный стаж составляет более 12 лет 6 месяцев, что требуется для назначения льготной трудовой пенсии по старости. Кроме того, согласно статье 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года N 1950-VII время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Специальность по диплому «радиолокационные устройства».

После увольнения в запас, истец приступил к работе по специальности в ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова», спустя более 3-месцев по уважительной причине. После демобилизации он с семьей проживал в квартире его родителей, они с супругой и ребенком жили на 10 кв. метрах, поэтому необходимо было зарабатывать жилье, в связи с чем работал не по специальности. Согласно трудовой книжке с 30.05.1983г. по 07.07.1988г. он работал на вредном производстве Министерства Обороны в режимном цехе 37 Новосибирского завода точного машиностроения слесарем сборщиком радиоаппаратуры. Собирал антенны для радиовзрывателей ракет, выполняя работу по списку №2.раздел XXXIII общие профессии 23200000-1753е. Рабочие, постоянно занятые механической обработкой изделий из стекловолокна и стеклопластика. Выдавали молоко, спецодежду, средства защиты. Комиссии регулярно проводили замеры примесей в воздухе. Был увеличенный отпуск, надбавка за вредность и зарплата около 500 рублей при средней по СССР 190 руб., но СССР распался, предприятие ликвидировано, документы чиновниками по халатности или по умыслу утрачены, осталась справка о зарплате.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Согласно военно-учетной специальности истец проходил службу в качестве техника зенитных ракет средней дальности, что подтверждается военным билетом, соответственно он был занят на обслуживании оборудования с использованием СВЧ, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж для назначения льготной трудовой пенсии по старости. Он обращался с запросом в Министерство обороны России, просил предоставить информацию о том стояла ли на боевом дежурстве часть в которой он проходил службу. Данный запрос был сделан в связи с тем, что нахождение части на боевом дежурстве подразумевает постоянное, включенное СВЧ оборудование. На указанный запрос он ответ не получил, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

Ответчик считает, что на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховой стаж истца составил 35 лет 04 месяца 13 дней. При этом УПФР не включил в общий страховой стаж период учебы в Новосибирском радиотехническом техникуме с 01.09.1977г по 25.06.1981 г.- 03г. 09м. 25дн. и период службы в армии по призыву в двойном размере с 27.06.1981г. по 04.05.1983г. - 03г. 08мес. 16дн., данные периоды должны учитываться для определения расчетного размера страховой пенсии.

Хотя определение «общий трудовой стаж» утратил свое значение, однако в настоящее время он применяется в качестве основания для начисления пенсионных выплат и иных привилегий в случае, если работнику рассчитывается пенсия полностью или частично заработанная до 2002 года на основании ст. 30 федерального закона №173-Ф3. На основании ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях.. .» периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднегопрофессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, кроме службы в армии по призыву, которая исчисляется в двойном размере.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Калининском районе г.Новосибирска Котовщикова Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, поддержала пояснения, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.39-41).

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, заявлений не сделал.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1, 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно ч.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с п.3 ст.10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Согласно ст. 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» тот 12.10.1967г. № 1950-VII время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Согласно списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, определен перечень профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии; в разделе «Общие Профессии» указаны рабочие и инженерно-технические работники, занятые на установках СВЧ, УКВ и УВЧ и на работах с применением СВЧ, УКВ и УВЧ.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (п. «з»).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 года и Определение N 320-О от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее пр