Номер дела | 2-951/2017 ~ М-324/2017 |
Дата суд акта | 13 апреля 2017 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> по искам застрахованных |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Лутошкин А. П. |
ОТВЕТЧИК | ГУ УПФ РФ в Кировском районе |
ОТВЕТЧИК | ОПФ РФ по НСО |
Представитель истца | Поручаев В.В. |
Представитель ответчика | Бушманова О.С. |
Представитель истца | Подолина Т.В. |
Дело №
Поступило: ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьиКузовковой И.С.
при секретареБелоконевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску <данные изъяты> к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, отделению пенсионного фонда РФ по НСО о включении в период инвалидности в страховой стаж и признании права на назначение второй страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец <данные изъяты> обратился в Кировский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований, с учетом уточнений заявленных требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем государственной пенсии по инвалидности в Кировском отделении пенсионного фонда РФ, вследствие военной травмы, по причине «Увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС Указание Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №-У «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями <данные изъяты>», общий стаж составляет <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> инвалидности установлена бессрочно, степень утраты трудоспособности <данные изъяты> также установлена <данные изъяты>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. истец проходил службу в должности командира военизированной Пожарной части № ОТС Управления Пожарной Охраны УВД Новосибирского облисполкома и в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на <данные изъяты> года, работах в <данные изъяты> и <данные изъяты> зонах отчуждения.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обращался с заявлением о назначении единовременно <данные изъяты> пенсий по инвалидности и по старости в УПФ в <адрес>. Однако, получил отказ.
В соответствии с ФЗ « О государственном Пенсионном обеспечении в РФ», право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидам вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.1 п.2 закона.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ « О трудовых пенсиях», при наличии страхового стажа не менее <данные изъяты> или ФЗ о государственном обеспечении при наличии трудового стажа не менее <данные изъяты>.
Право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста <данные изъяты>.
С учетом изложенного, истец полагает, что в данном случае назначение трудовой пенсии по старости может быть осуществлено при условии, если граждан к моменту такого назначения достиг возраста <данные изъяты> ( с учетом уменьшенного на <данные изъяты>) имеет страховой стаж <данные изъяты> и является получателем государственной пенсии <данные изъяты>, предусмотренной ФЗ о государственном пенсионном обеспечении.
В общий трудовой стаж включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включается, в том числе, период пребывания на <данные изъяты>, полученной вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Ст. 39 Закона № признает инвалидностью вследствие трудового увечья инвалидность, наступившую вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ.
Истец полагает, что периоды его нахождения на инвалидности, наступившей вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы – при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подлежат включению в расчет его страхового стажа.
На основании вышеизложенного, истец просит включить в подсчёт страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости период нахождения инвалидности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право на одновременное с назначенной пенсией по инвалидности, страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
В судебное заседание истец <данные изъяты> не явился, был извещен о дне, времени, месте судебного разбирательства надлежащим образом, обеспечил явку представителя – адвоката Поручаева В.В., который заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Бушманова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Отделения ПФ РФ (ГУ) по <адрес> – Подолина Т.В. в судебном заседании указала, что законные основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют, просила в иске отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, приходит к следующему.
Требованиями ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из копии удостоверения на имя <данные изъяты>. следует, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в <данные изъяты> <данные изъяты>).
<данные изъяты> является инвали<адрес> группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л<данные изъяты>
Также <данные изъяты> имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Из представленных документов следует, что <данные изъяты> занимался предпринимательской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками (л.д<данные изъяты>).
Согласно справке МСЭ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> установлена вторая группа инвалидности, причина – увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (л.<данные изъяты>
Из ответа УПФР РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> отказано в назначении двух пенсий: по инвалидности и по старости (л.<данные изъяты>
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 2 ст. 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по выбору назначаются следующие виды пенсии:
- по инвалидности согласно п.п. 2 п. 1 ст. 10, как гражданину,ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы,
- по инвалидности согласно п. 2 ст. 8, как гражданину, ставшему инвалидом вследствие военной травмы,
- по старости, согласно п.п. 1, 2 п. 2 ст. 10, по достижении возраста <данные изъяты> (в зависимости от категории) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Размер пенсии по данным основаниям одинаков и составляет для <данные изъяты> процентов размера социальной пенсии, (п.п.1 п.2 ст.15, п.1 ст.17, п.2 ст.17) указанного в п.п.1 п. 1 ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Судом установлено, что <данные изъяты> получает <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в соответствии с пп.2 п.1 статьи 10 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, в случаях, предусмотренных Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Законом № 166-ФЗ, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, производится в соответствии с Законом № 166-ФЗ, согласно п.п. 1 п. 3 ст. 3 которого инвалидам вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное получение двух пенсий.
Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости по Закону № 173-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Таким образом, указанные военнослужащие и приравненные к ним лица, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы.
Следовательно, граждане из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравненные по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы, в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют право вместе с трудовой пенсией по старости получать пенсию по инвалидности, предусмотренную п.п. 1 п. 2 ст. 15 Закона № 166-ФЗ.
Лицам, имеющим право на получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости), трудовая пенсия по старости назначается по соответствующим основаниям по нормам Закона № 173-ФЗ, в том числе, с применением норм Закона от ДД.ММ.ГГГГ, в части снижения пенсионного возраста.
Условия назначения трудовой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы определены п.п. 3 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, согласно которому трудовая пенсия по старости указанным лицам назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а именно по достижении возраста <данные изъяты> — для мужчин, если они имеют страховой стаж не менее <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов пенсионного дела следует, что страховой стаж <данные изъяты> составляет <данные изъяты>.
Из расчета трудового стажа следует, в общий трудовой <данные изъяты> <данные изъяты> включен период предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который также учитывается при определении страхового стажа.
Таким образом, страховой стаж составляет менее <данные изъяты>, то есть не достигает продолжительности, требуемой для досрочного назначения трудовой пенсии <данные изъяты>.
При отсутствии требуемой для досрочного установления трудовой пенсии по старости продолжительности страхового стажа право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом № 173-ФЗ, а, следовательно, на одновременное назначение двух пенсий, возникает по достижении общеустановленного пенсионного <данные изъяты> - для мужчин, при наличии страхового стажа не менее <данные изъяты>, который, как установлено в судебном заседании, у истца <данные изъяты> имеется.
Согласно п. 3 и п. 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, одной из которой является период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на <данные изъяты>, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием.
Из указанной нормы права следует, что в общий трудовой стаж учитывается только период нахождения гражданина на инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Как указывалось выше, согласно справке МСЭ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. установлена вторая группа инвалидности, причина – увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС.
Таким образом, в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), включению не подлежит, так как данное увечье не является трудовым и не связано с профессиональным заболеванием.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении <данные изъяты>, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее <данные изъяты> и имеют страховой стаж не <данные изъяты>.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона № 173-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении <данные изъяты> лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не <данные изъяты>
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые <данные изъяты> такой работы.
При решении вопросов о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с работой на вредных или тяжелых условиях применяются Списки № и № работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденные постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, которые вводились в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В отношении периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть применены Списки № и №, утвержденные постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств не следует, что истец <данные изъяты> работал на работе, в должности либо по профессии, предусмотренных Списками № или №, а также имеет требуемый стаж работы в указанных должностях.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
У