Номер дела | 2а-4356/2017 ~ М-3941/2017 |
Дата суд акта | 22 декабря 2017 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Кравченко С. С. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ИФНС по Калининскому району города Новосибирска |
Представитель ответчика | Котовщикова Ю.Н. |
Дело №2а-4356/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2017 годаг.Новосибирск
Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьиМяленко М.Н.
при секретареМороз М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравченко С. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании отказа в перерасчете суммы страховых взносов незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Кравченко С.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и просит признать отказ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> выраженный в письме № от 04.10.2017г. незаконным.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в период с 04.04.2014г. по 01.08.2016г. Кравченко С.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п.2 ч.1 ст.5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), находилась на упрощенной системе налогообложения.
Истцом обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере исполнена, что подтверждается квитанциями от 15.07.2016г. и 25.05.2017г.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015г., 2016г. представлена истцом 23.05.2017г.
Непредставление Кравченко С.С. в налоговый орган декларации о доходах за 2015г. в срок до окончания расчетного периода (31.12.2016г.) явилось основанием для формирования обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом как произведение 8 МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, что составило: <данные изъяты> руб. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, <данные изъяты> руб. на обязательное медицинское страхование.
05.09.2017г. Кравченко С.С. обратилась в адрес УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2015г. Письмом № от 04.10.2017г. ей было отказано в перерасчете страховых взносов на основании того, что Федеральным законом №212-ФЗ не предусмотрено право органа контроля за уплатой страховых взносов производить перерасчет, а также с учетом того, что декларация предоставлена после окончания расчетного периода.
Между тем, истец полагает, что нормы ФЗ №212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах налогоплательщика, предоставившего налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством РФ о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.
Истец Кравченко С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика УПФР в <адрес> Котовщикова Ю.Н. в судебном заседании требования истца не признала, пояснила, что на момент обращения административного истца в пенсионный фонд не был урегулирован порядок перерасчета страховых взносов. В письме ФНС России от 03.10.2017г. №ГД-4-1/79837@ определен алгоритм действий налоговых органов в случае обращения налогоплательщика с сообщением о неправомерном начислении органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ. В настоящее время истцу произведен перерасчет страховых взносов.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России в <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 от 22.12.1990 года и Положением о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №2122-1 от 27.12.1991 года, Пенсионный Фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Пенсионный Фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим положением.
Пенсионный Фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный Фонд России страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения).
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования Российской Федерации», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались до 01 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона и п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В целях применения положений ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ (ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В этой связи ч. ч. 9 - 11 ст. 14 Закона на налоговые органы была возложена обязанность направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, о фактах налоговых нарушений, повлекших занижение доходов от деятельности.
В силу ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
Из материалов дела следует и судом установлено, что с 04.04.2014г. Кравченко С.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, в силу действующего законодательства являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
01.08.2016г. Кравченко С.С. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании установлено, что за отчетный период 2015 года Кравченко С.С. в установленный законодательством срок в налоговый орган не представлена налоговая декларация по налогу на доходы, в связи с чем ей была исчислена сумма страховых взносов исходя из 8 МРОТ в силу положений ч. 11 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ.
26.05.2017г. Кравченко С.С. в ИНФС по <адрес> была подана налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015г. (л.д.15-17).
05.09.2017г. Кравченко С.С. обратилась с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2015г. (л.д.10).
Письмом от 04.10.2017г. за № УПФ РФ в <адрес> было отказано Кравченко С.С. в перерасчете страховых взносов за 2015г., поскольку декларация за 2015г. представлена ею в налоговый орган 26.05.2017г., то есть после окончания расчетного периода (л.д.11-12).
Как было указано выше, положения ч. ч. 9 - 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяют налоговому органу направлять в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах плательщика страховых взносов безотносительно какого-либо ограничения периода получения гражданином дохода, а с учетом возможности подачи уточненной налоговой декларации, проведения налоговых проверок, установления факта занижения дохода такой срок может значительно отдален от момента окончания отчетного периода.
Более того, согласно позиции ФНС России, изложенной в Письме от 13.09.2017 N БС-4-11/18282@, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах. Принимая во внимание, что редакция ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшая с 1 января 2014 г., была направлена на определение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, именно исходя из величины полученного ими дохода, в случае, если плательщиком страховых взносов была представлена отчетность в налоговые органы (независимо от даты ее предоставления), размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование у такого плательщика определяется в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исходя из суммы годового дохода, указанного в такой отчетности, и, соответственно, в случае взыскания с упомянутого плательщика органами Пенсионного фонда Российской Федерации суммы страховых взносов исходя из 8 минимальных размеров оплаты труда такая сумма подлежит перерасчету. Нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ позволяют осуществлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации перерасчет обязательств упомянутых плательщиков исходя из суммы фактически полученного ими дохода.
В письме ФНС России от 03.10.2017 №ГД-4-1/79837@ определен алгоритм действий налоговых органов в случае обращения плательщика с соблюдением о неправомерном начислении органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм Закона, на момент обращения Кравченко С.С. с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2015г. административный ответчик обязан был произвести такой перерасчет исходя из предоставленной декларации, следовательно требования административного истца о признании отказа Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> в таком перерасчете выраженное в письме № от 04.10.2017г. незаконным, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Кравченко С. С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> в перерасчете страховых взносов за 2015г. подлежащих уплате Кравченко С. С., выраженный в письме № от 04.10.2017г.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2017г.
Судья /подпись/
копия верна
подлинник решения находится в материалах дела № 2а-4356/2017 Калининского районного суда г. Новосибирска.
Судья: М.Н. Мяленко
Секретарь М.И.Мороз
Решение не вступило в законную силу: «___»____________201___ г.
Судья: М.Н. Мяленко
Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу
« »___________201___ г.
Судья: М.Н. Мяленко