Номер дела 2а-4356/2017 ~ М-3941/2017
Дата суд акта 22 декабря 2017 г.
Категория гражданского дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Кравченко С. С.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ИФНС по Калининскому району города Новосибирска
Представитель ответчика Котовщикова Ю.Н.

Дело №2а-4356/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2017 годаг.Новосибирск

Калининский районный суд г.Новосибирска в составе:

Председательствующего судьиМяленко М.Н.

при секретареМороз М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравченко С. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании отказа в перерасчете суммы страховых взносов незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Кравченко С.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и просит признать отказ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> выраженный в письме от 04.10.2017г. незаконным.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в период с 04.04.2014г. по 01.08.2016г. Кравченко С.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п.2 ч.1 ст.5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), находилась на упрощенной системе налогообложения.

Истцом обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере исполнена, что подтверждается квитанциями от 15.07.2016г. и 25.05.2017г.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015г., 2016г. представлена истцом 23.05.2017г.

Непредставление Кравченко С.С. в налоговый орган декларации о доходах за 2015г. в срок до окончания расчетного периода (31.12.2016г.) явилось основанием для формирования обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом как произведение 8 МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, что составило: <данные изъяты> руб. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, <данные изъяты> руб. на обязательное медицинское страхование.

05.09.2017г. Кравченко С.С. обратилась в адрес УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2015г. Письмом от 04.10.2017г. ей было отказано в перерасчете страховых взносов на основании того, что Федеральным законом №212-ФЗ не предусмотрено право органа контроля за уплатой страховых взносов производить перерасчет, а также с учетом того, что декларация предоставлена после окончания расчетного периода.

Между тем, истец полагает, что нормы ФЗ №212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах налогоплательщика, предоставившего налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством РФ о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.

Истец Кравченко С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика УПФР в <адрес> Котовщикова Ю.Н. в судебном заседании требования истца не признала, пояснила, что на момент обращения административного истца в пенсионный фонд не был урегулирован порядок перерасчета страховых взносов. В письме ФНС России от 03.10.2017г. №ГД-4-1/79837@ определен алгоритм действий налоговых органов в случае обращения налогоплательщика с сообщением о неправомерном начислении органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ. В настоящее время истцу произведен перерасчет страховых взносов.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России в <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 от 22.12.1990 года и Положением о Пенсионном Фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №2122-1 от 27.12.1991 года, Пенсионный Фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный Фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим положением.

Пенсионный Фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный Фонд России страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения).

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования Российской Федерации», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались до 01 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона и п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В целях применения положений ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ (ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В этой связи ч. ч. 9 - 11 ст. 14 Закона на налоговые органы была возложена обязанность направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, о фактах налоговых нарушений, повлекших занижение доходов от деятельности.

В силу ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.

Из материалов дела следует и судом установлено, что с 04.04.2014г. Кравченко С.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, в силу действующего законодательства являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

01.08.2016г. Кравченко С.С. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании установлено, что за отчетный период 2015 года Кравченко С.С. в установленный законодательством срок в налоговый орган не представлена налоговая декларация по налогу на доходы, в связи с чем ей была исчислена сумма страховых взносов исходя из 8 МРОТ в силу положений ч. 11 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ.

26.05.2017г. Кравченко С.С. в ИНФС по <адрес> была подана налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015г. (л.д.15-17).

05.09.2017г. Кравченко С.С. обратилась с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2015г. (л.д.10).

Письмом от 04.10.2017г. за УПФ РФ в <адрес> было отказано Кравченко С.С. в перерасчете страховых взносов за 2015г., поскольку декларация за 2015г. представлена ею в налоговый орган 26.05.2017г., то есть после окончания расчетного периода (л.д.11-12).

Как было указано выше, положения ч. ч. 9 - 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяют налоговому органу направлять в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах плательщика страховых взносов безотносительно какого-либо ограничения периода получения гражданином дохода, а с учетом возможности подачи уточненной налоговой декларации, проведения налоговых проверок, установления факта занижения дохода такой срок может значительно отдален от момента окончания отчетного периода.

Более того, согласно позиции ФНС России, изложенной в Письме от 13.09.2017 N БС-4-11/18282@, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах. Принимая во внимание, что редакция ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшая с 1 января 2014 г., была направлена на определение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, именно исходя из величины полученного ими дохода, в случае, если плательщиком страховых взносов была представлена отчетность в налоговые органы (независимо от даты ее предоставления), размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование у такого плательщика определяется в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исходя из суммы годового дохода, указанного в такой отчетности, и, соответственно, в случае взыскания с упомянутого плательщика органами Пенсионного фонда Российской Федерации суммы страховых взносов исходя из 8 минимальных размеров оплаты труда такая сумма подлежит перерасчету. Нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ позволяют осуществлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации перерасчет обязательств упомянутых плательщиков исходя из суммы фактически полученного ими дохода.

В письме ФНС России от 03.10.2017 №ГД-4-1/79837@ определен алгоритм действий налоговых органов в случае обращения плательщика с соблюдением о неправомерном начислении органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм Закона, на момент обращения Кравченко С.С. с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2015г. административный ответчик обязан был произвести такой перерасчет исходя из предоставленной декларации, следовательно требования административного истца о признании отказа Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> в таком перерасчете выраженное в письме от 04.10.2017г. незаконным, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кравченко С. С. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> в перерасчете страховых взносов за 2015г. подлежащих уплате Кравченко С. С., выраженный в письме от 04.10.2017г.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2017г.

Судья /подпись/

копия верна

подлинник решения находится в материалах дела № 2а-4356/2017 Калининского районного суда г. Новосибирска.

Судья: М.Н. Мяленко

Секретарь М.И.Мороз

Решение не вступило в законную силу: «___»____________201___ г.

Судья: М.Н. Мяленко

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

« »___________201___ г.

Судья: М.Н. Мяленко