Номер дела 2а-1150/2017 ~ М-8535/2016
Дата суд акта 29 января 2017 г.
Категория гражданского дела Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Коваленко Д. Е.
Представитель истца Аксененко И.В.

Дело № 2а-1150/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2017 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Васильева Д.С.,

при секретаре судебного заседания Аверине Н.С.,

с участием представителя административного истца Аксененко И.В., административного ответчика Коваленко ФИО5.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска к Коваленко ФИО6 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска обратилось в суд с административным исковым заявлением к Коваленко ФИО7., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам и пени в размере 41 736 рублей 24 копейки, в том числе по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 35 042 рубля 04 копейки, и пени на страховую пенсию в сумме 6 694 рубля 20 копеек.

В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик относится к категории плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование как индивидуальный предприниматель. С 14 апреля 2014 года ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. По данным налоговых органов административным ответчиком декларация о доходах до окончания расчетного периода (2014 год) не была предоставлена. В связи с чем, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются на основании ч. 11 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в восьмикратном размере МРОТ, увеличенным в 12 раз. В соответствии со статьей 25 ФЗ N 212-ФЗ на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов были начислены пени. Ответчику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое в установленный срок не было исполнено.

В судебном заседании представитель административного истца Аксененко И.В. доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Коваленко ФИО8. в судебном заседании против административного иска возражал, указывая на то, что 20 июля 2016 года подал в налоговый орган декларацию о своих доходах за 2014 год, в связи с чем страховые взносы подлежат пересчету.

Суд, выслушав объяснения, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов.

В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

С 01 января 2014 года в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02 декабря 2013 года N 336-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 рублей.

Частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.

В силу части 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.

В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.

На основании статьи 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

На основании части 2 статьи 21 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как усматривается из материалов дела Коваленко ФИО9. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 08.08.2013 года по 14.04.2014 года, следовательно, обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно выписке из Единого реестра индивидуальных предпринимателей, Коваленко ФИО10. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя 14 апреля 2014 года.

Декларацию о доходах за 2014 год в установленный законом срок Коваленко ФИО11. не предоставил.

В связи с непредоставлением Коваленко ФИО12 после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленные законом сроки в налоговую инспекцию сведений о доходах от деятельности за 2014 год, что подтверждено сведениями налогового органа, представленными в пенсионный фонд, истцом начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в период с 01 января 2014 года по 14 апреля 2014 года в размере 35 042 рубля 04 копейки.

Согласно расчету пени, приложенному к иску, за период с 29.04.2014 по 02.03.2016 года начислены пени за несвоевременную оплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии – 6 694 рубля 20 копеек.

В адрес административного ответчика направлено требование от 02 марта 2016 года об уплате страховых взносов, пени по состоянию на 02.03.2016 года в срок до 22.03.2016 года на общую сумму 41 736 руб., из которых недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии 35 042,04 рублей, пени в пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 6 694,20 руб. Требование плательщиком в добровольном порядке не исполнено.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

На лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишено возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.

Поскольку налоговая отчетность за 2014 год не была представлена Коваленко ФИО13. в налоговые органы до окончания расчетного периода, ему правомерно в повышенном размере начислены к уплате по состоянию на 02.03.2016 года страховые взносы.

Предоставление декларации в 2016 году, за пределами расчетного периода, основанием для пересчета не является. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих подаче декларации в установленный срок, истец не предоставил.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере ((41736,24-20000)/100*3)+800= 1 452 рубля 09 копеек.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд