Номер дела | 2-1493/2013 ~ М-26/2013 |
Дата суд акта | 17 июня 2013 г. |
Категория гражданского дела | Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Мэрия г. Новосибирска |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация Железнодорожного района г. Новосибирска |
ЗАЯВИТЕЛЬ | Ключникова Л. А. |
Представитель и+о? | Белов А.И. |
Представитель ответчика | Антоньев А.С. |
Дело № 2-1493/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» июня 2013 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиПуляевой О.В.
при секретареХафизовой С.Д., Миляс О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ключниковой Л. А. к Мэрии *** о признании факта нуждаемости в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
установил:
Ключникова Л.А. обратилась в суд первоначально к администрации Железнодорожного района г.Новосибирска (Центрального округа по Центральному, Железнодорожному и Заельцовскому районам г.Новосибирска), Мэрии г.Новосибирска с требованиями о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на администрацию поставить ее на учет, на Мэрию г.Новосибирска предоставить жилое помещение на условиях социального найма в первоочередном (внеочередном порядке).
В ходе рассмотрения спора - **** и **** (л.д.78,101) истец просил «об освобождении представителей администрации Центрального округа от слушаний по делу, как ненадлежащих ответчиков», уточнил исковые требования, заявленные к Мэрии г.Новосибирска, просил признать в судебном порядке факт нуждаемости в жилом помещении ее, как * группы, обязать Мэрию г.Новосибирска незамедлительно исполнить решение суда после вступления его в законную силу, а именно, предоставить во внеочередном порядке в пользование по договору социального найма структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, состоящее из одной или нескольких комнат, с учетом права на дополнительную жилую площадь – квартиру в г.Новосибирске, общей площадью размером не менее 33 кв.м. с балконом (лоджией) не выше пятого этажа в доме, имеющим лифт с учетом приближения к лечебно-профилактическому учреждению (МБУЗ «ГП **), месту жительства родных (***).
В обоснование иска указано, что является инвалидом * проживает на праве безвозмездного пользования в двухкомнатной квартире общей площадью 44,8 кв.м. с * по адресу ***. Иного жилого помещения в собственности не имеет. **** обратилась с заявлением в администрацию Железнодорожного района г. Новосибирска о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.49,51 ЖК РФ. Ответом от **** ** в принятии на учет было отказано по основанию непредоставления медицинской справки с диагнозом, входящим в соответствующий перечень, поскольку правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют граждане признанные малоимущими в порядке, установленном жилищным законодательством.
Истец считает отказ незаконным, поскольку является * страдающей тяжелой формой хронического заболевания, указанного в утвержденном Правительством РФ перечне и имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В судебное заседание Ключникова Л.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности Белов А.И. в судебных заседаниях пояснял, что Ключникова Л.А. прибыла в г. Новосибирск весной **** г. из г. ***, вселилась в двухкомнатную квартиру дочери четвертым членом семьи. Общая площадь квартиры 44,8 кв.м., на каждого члена семьи приходится по 11,2 кв.м площади. Ключникова Л.А. страдает * Состояние здоровья не улучшается. Согласно медицинского заключения о характере заболевания истец имеет право получить жилое помещение и дополнительную площадь в связи с состоянием здоровья.
Представитель ответчика - Мэрии г. Новосибирска по доверенности Антоньев А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, предоставив письменный отзыв на иск. Пояснил, что в соответствии с заключением врачебной комиссии Ключникова Л.А. рекомендована на первоочередное получение жилой площади, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо сначала решить вопрос о принятии ее на учет. Администрация должна сначала признать в установленном порядке ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Действиями Мэрии г.Новосибирска права истицы не нарушены.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что истец прибыла из ***, где проживала в квартире, оставшейся после смерти родителей (л.д.35). Приехала к дочери в г.Новосибирск в **** г. в связи с необходимостью ухода по причине * (л.д.14).
Проживает с августа 2011 г. в квартире *, которая принадлежит дочери на праве общей совместной собственности (л.д.10,12).
В ноябре 2011 г. истец обратился в администрацию Железнодорожного района г.Новосибирска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление мотивировала п.2 ч.1 ст.51 и п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В обоснование представила медицинскую справку и др. документы, поименованные в приложении (л.д.7).
При этом, представитель истца не оспаривал факт того, что медицинская справка надлежащей формы не была предоставлен, в связи с чем, администрацией района в удовлетворении заявления было отказано (л.д.8).
Справку установленной формы (с указанием кода ( *) (л.д.87) истец получила лишь 01.03.2013 г. С заявлением и указанной справкой в администрацию Центрального округа по Центральному, Железнодорожному и Заельцовскому районам г.Новосибирска истец не обращалась, требований к указанному лицу о принятии на учет не заявляет.
Из медицинской справки от **** следует, что истец страдает * который входит в ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ, утв. Постановлением Правительства РФ № 378.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что закон для решения вопроса о предоставлении жилья в судебном порядке не требует обязательного факта постановки на учет, обосновывая ее разъяснениями, данными в
Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, где указано, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Указанный вывод сделан в связи с тем, что в законе не предусмотрена очередь среди внеочередников, и суд не должен определять срок предоставления жилого помещения.
Высшая судебная инстанция в указанном Обзоре не указывает на возможность возложения судом на органы местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение по социальному найму без постановки компетентным органом (администрацией округа) лица на соответствующий учет. Требований об оспаривании отказа администрации округа в постановке на учет после предоставления надлежащей справки (от ****) истцом не заявляется, сведений об обращении с указанной справкой и соответствующим заявлением в администрацию Центрального округа по Центральному, Железнодорожному и Заельцовскому районам г.Новосибирска истцом не представлено.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Новосибирской области – это Закон НСО «ОБ УЧЕТЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА», в ст.3 которого предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов. В этом же Законе определена процедура постановки на учет. Мэрия г.Новосибирска такими функциями не наделена.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся в т.ч. членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и иным законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
С 1 января 2005 года федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ЖК РФ).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд соглашается с доводами представителя Мэрии г.Новосибирска об отказе в удовлетворении иска Ключниковой Л.А. по причине того, что она не состоит на соответствующем учете.
Вопрос о наличии и отсутствии факта нуждаемости истца в жилом помещении может решаться при оспаривании действий администрации округа, то есть при предъявлении требований к надлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд