Номер дела | 2-4482/2015 ~ М-4159/2015 |
Дата суд акта | 8 сентября 2015 г. |
Категория гражданского дела | О защите прав потребителей -> из договоров в сфере торговли, услуг... -> в сфере услуг связи |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Гончаров В. П. |
ОТВЕТЧИК | Публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" |
Представитель истца | Гончаров И.В. |
Представитель ответчика | Епанчинцева Л.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2015 года город Новосибирск
дело № 2-4482/2015
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи Котина Е.И.
при секретаре Оганян В.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело № 2-4482/2015 по иску Гончарова В. П. к юл1 о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Гончаров В. П. обратился в суд с иском к юл1 о защите прав потребителя.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что /дата/ на свой номер мобильного телефона <данные изъяты> он получил SMS-сообщение от отправителя Beeline, в котором содержалась рекламная информация следующего содержания: «Зачислено 100,00 руб. Sberbank. // Все хиты Стаса Михайлова бесплатно на 15 дней! Подключить: 087917 либо music.beeline.ru/promo». Истцом ответчику не предоставлялось согласие на обработку персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, не предоставлялось согласие на получение рекламной информации. Дополнительно истец подал заявление с отзывом такого согласия, в случае если оно всё же давалось. По факту направления истцу рекламного смс-сообщения он обратился к ответчику с письменной претензией, в которой в связи с обнаруженными нарушениями потребительских прав потребовал от ОАО «Вымпел-Коммуникации»: прекратить незаконную обработку персональных данных, не допускать направление ему путем SMS-сообщений, по каналам электронной связи, по почте любых рекламных сообщений юл1 полностью возместить убытки, вызванные указанным нарушением его потребительских прав: убытки, выразившиеся в произведенных расходах на оказание юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей (юридическая консультация, составление претензии), убытки, выразившиеся в произведенных почтовых расходах для направления настоящей претензии в размере <данные изъяты> рублей; компенсировать моральный вред, причиненный вследствие указанного нарушения потребительских прав, в размере <данные изъяты> рублей. Данная претензия была направлена по почте /дата/, согласно данным Почты России она была получена юл1 /дата/ года. Письменного ответа на претензию ответчик не предоставил, добровольно заявленные требования не удовлетворил.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Из названной нормы следует, что согласие на обработку персональных данных не может навязываться субъекту персональных данных со стороны оператора. С учетом непредоставления ответчику согласия на обработку персональных данных истца в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи и направления рекламных сообщений направление ответчиком указанного смс-сообщения /дата/ является незаконным. Такие действия ответчика также представляют собой нарушение ст. 6, 9, 15 Федерального закона «О персональных данных».
Кроме того, такие действия ответчика являются нарушением законодательства о рекламе. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
В претензии истец требовал от ответчика возмещения убытков в связи с допущенными ответчиком нарушениями прав в виде расходов на оказание юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей, на оказание почтовых услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Ответчик оставил без удовлетворения это мое законное требование, поэтому его следует в судебном порядке обязать возместить мне указанные убытки.
В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О персональных данных» если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
В соответствии с ч.2 ст.24 Федерального закона «О персональных данных» моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. Следствием указанного нарушения ответчиком прав истца стало причинение морального вреда, выражающегося в постоянных переживаниях в связи с нарушением нрав ответчиком, вынужденным обращением к ответчику с обоснованной претензией и обращением после отказа ответчика в суд. У истца возникло чувство обиды от того, что ответчик отказался удовлетворить требования, указанные в претензии. Кроме того, само обращение в суд связано с определенными переживаниями, волнением, что также повлекло трату личного времени. С учетом характера и объема причиненных физических и нравственных страданий денежное выражение указанного морального вреда, причиненного ответчиком истцу, составляет <данные изъяты> рублей.
В отношении обоснованности заявленных истцом требований следует также отметить, что ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, принял на себя обязанности осуществлять такую деятельность надлежащим образом, а потому и риск ответственности за неисполнения этих обязанностей.
Просит суд:
признать незаконными действия ответчика по направлению /дата/ на номер № SMS-сообщения рекламного характера;
обязать ответчика не направлять истцу путем SMS-сообщений, по каналам электронной связи, по почте любые рекламные сообщения;
взыскать с ответчика в качестве возмещения убытков в виде расходов на юридические услуги сумму денежных средств в размере <данные изъяты> рублей;
взыскать с ответчика в качестве возмещения убытков в виде расходов на почтовые услуги сумму денежных средств в размере <данные изъяты> рублей;
взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда сумму денежных средств в размере <данные изъяты> рублей;
взыскать с ответчика штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебное заседание истец не явился, извещён, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (т.1, л.д. 299), направил в заседание своего представителя по доверенности Гончарова И.В., который исковые требования подержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Епанчинцева Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, в своих возражениях на исковые требования указала, что из заявленных требований следует, что претензии к качеству услуг связи, оказываемых ответчиком, к Ответчику отсутствуют. Само направление Истцу СМС-сообщения о зачислении на его лицевой счет денежных не является нарушением требований действующего законодательства, поскольку данное сообщение не является рекламой, а является справочной информацией, направление которой производится операторами связи с целью информирования абонентов о состоянии их лицевого счета (п. 12 Правил оказания услуг связи", утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342). Вторая часть информации (которая, как следует из искового заявления, является основанием требований) не является составляющей частью оказания Ответчиком услуг связи или иных услуг Истцу. Никаких договорных правоотношений между Истцом и Ответчиком в этой части не имелось и не возникало.
Истцом не обоснованы обстоятельства, вследствие которых, по мнению Истца, ему причинен моральный вред. Обращение в суд не может являться обстоятельством, причиняющим моральный вред, а лишь является одним из способов зашиты прав, свобод или законных интересов.
Также ответчиком указано, что в соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003г. «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 44 Закона о связи). В соответствии с п 2. ст. 62 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003г. «О связи» пользователи услугами связи при оказании услуг электросвязи имеют право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи. Также в соответствии со ст.10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно и в установленном законом объеме предоставлять потребителю необходимую и