Номер дела | 2-165/2016 (2-3999/2015;) ~ М-4095/2015 |
Дата суд акта | 26 мая 2016 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к ПФ... -> иные требования к ПФ РФ |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Кузнецов С. А. |
ОТВЕТЧИК | УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска |
Представитель истца | Лебедева Ю.С. |
Представитель ответчика | Котовщикова Ю.Н. |
Дело № 2-165\2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2016 года г. Новосибирск
Калининский районный суд
В составе:
Председательствующего судьи Симоненко М.Н.
При секретаре Коневой И.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кузнецова Сергея Алексеевича к Управлению Пенсионного Фонда в Калининском районе города Новосибирска о признании недействительным решения УПФР в Калининском районе г. Новосибирска, признании права на досрочное назначение страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов С.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска о признании недействительным решения УПФР в Калининском районе г. Новосибирска, признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование с учетом уточнений иска указал, что он обратился с заявлением 23.07.2015 года в Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г.Новосибирска о начислении досрочной трудовой пенсии. Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе города Новосибирска от 05.08.2015 года было вынесено решение: отказать Кузнецову Сергею Алексеевичу в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием документально подтвержденного требуемого стажа на соответствующих видах работ. С отказом истец не согласен, и считает, что имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в плавсоставе по пп. 9 п.1 ст. 27 федерального закона «о трудовых пенсиях в российской федерации», поскольку имеет необходимые стажевые и возрастные показатели для досрочного назначения пенсии по старости по достижении возраста 55 лет - с 2014 г. В соответствии с п.20, статьи 21 Закона от 28.12.2014 года № 400-ФЗ решение может быть обжаловано в суде. С решением не согласен по следующим основаниям:
Согласно п. 2 ст. 28.1 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктами 1-10 п. 1 ст. 27 и подпунктами 7 - 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии уменьшается на пять лет.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 17Э-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии со ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 подсчет трудового стажа в льготном порядке для работников водного транспорта производится следующим образом: полный навигационный период на водном транспорте засчитывается за год работы.
Учитывая, что работа истца 27.12.1976 года по 05.01.1994 года в плавсоставе речного флота имела место до даты вступления в действие закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001, т.е., до 01.01.2002, его льготный стаж должен определяться по правилам ст. 94 указанного Закона РФ.
Применяя п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, согласно которому периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видов работ в соответствующем календарном году составила полный год, полагает, что период его работы в плавсоставе с 27.12.1976 года по 05.01.1994 годы подлежит включению в его специальный стаж.
Его работа в плавсоставе на судах речного флота в указанные навигации подтверждается трудовой книжкой, архивными выписками из приказов об открытии навигаций.
По состоянии на 30.06.2010 года (включительно) страховой стаж Кузнецова С.А. (18.07.1959 г.р.) составил 31 год 10 месяцев 04 дня. Стаж работы в плавсоставе на судах речного флота составил 15 лет 05 месяцев 04 дня. Стаж работы в условиях местностей приравненных к районам Крайнего Севера составил 13 лет 09 месяцев 14 дней.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17.12.2001 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17.12.2001, лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, указанный возраст уменьшается на пять лет.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298), капитаны и лоцманы осуществляют командование и управление судами, выполняют командующие функции на берегу. Их обязанности включают: командование и управление судами в море и на внутренних водных путях; контроль за организацией и несением общесудовой службы, палубной и ходовой вахты; обеспечение выполнения действующих инструкций и рекомендаций по безопасной погрузке и выгрузке груза, выбору безопасных путей плавания и ведения промысла, соблюдения экипажем и пассажирами правил и процедур безопасного плавания; осуществление технического надзора за эксплуатацией и ремонтом судна в целях обеспечения его соответствия действующим спецификациям и нормативам; контроль за соблюдением экипажами судов правил и законоположений об охране портовых сооружений и фарватеров; применение теоретических и практических знаний и навыков в области эксплуатации и управления судном при решении проблем судовождения; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками. (Базовая группа 3141 "Судовые механики"). Судовые механики осуществляют контроль за эксплуатацией, техническое обслуживание и ремонт оборудования и механизмов на борту судна или выполняют родственные по содержанию функции на берегу. Их обязанности включают: контроль за правильной эксплуатацией, поддержанием в исправном техническом состоянии судового оборудования, систем, устройств и механизмов; обеспечение надлежащего технического обслуживания и ремонта механического и электрического оборудования на борту судна; контроль обеспеченности судомеханических служб запчастями и топливом, оформление заявок на них и ведение учета; осуществление технического надзора за установкой, обслуживанием и ремонтом судовых машин и механизмов в соответствии с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными документами; применение теоретических и практических знаний и навыков в области судового оборудования для решения проблем его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками (Базовая группа 3141 "Судовые механики").
В ч. ч. 1, 2 ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ указано, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
Таким образом, из перечня должностных обязанностей капитана механика и вышеуказанных положений ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что работа на этих должностях предполагает постоянную занятость лица в качестве плавающего состава судна.
В силу абз. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной, в том числе п.п. 9 п. 1 статьи 27 этого же закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п. 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона "о трудовых пенсиях в российской федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, суммируется стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и стаж по пп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Согласно Архивной справке от 12.03.2013 года №589 №246 истец принят с 27.12.1976 года учеником слесаря РММ с 12.01.1977 года направлен на курсы рулевых- механиков в г. Томск начислением заработной платы.
Согласно трудовой книжке и архивной справке от 11.04.2013 года №589 Кузнецов С.А. работал В Каргасокском ордена «Знак Почета» ЛПК объединения «Томслеспром» Ремонтно-эксплуатационная база с. Каргасок Каргасокского района Томской области:
С 04.04.1977 года по 25.04.1978 года, с 17.06.1980 года по 11.11.1980 года - в должности рулевого моториста, с 29.04.1982 года по 22.03.1982 года, 08.04.1982 года по 04.08.1982 года, с 05.05.1984 года по 10.09.1984 года с 02.01.1985 по 05.01.1994 года - в должности капитана механика.
Тип судна на котором работал истец 749Б, осуществлял буксировку по рейсам Томск, Нижневартовск, по всем притокам Оби. Территориальная принадлежность судна с. Каргасок Каргасокского района Томской области. Статус судна за период работы истца не менялся.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Согласно абз. 12 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Таким образом, портовые суда - суда, постоянно работающие в акватории порта, осуществляющие свою деятельность исключительно в акватории внутренних водных путей порта, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Таким образом, судна на котором работал истец, не относились к судам речного флота, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Из буквального смысла положений под п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подп. "и" п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до октября 1992 года, когда вступила в силу ст. 167 КЗоТ РФ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истец обладал требуемыми для досрочного назначения пенсии стажевыми показателями.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истец достиг возраста 50 лет, у ответчика не имелось законных основания для отказа истцу в назначении пенсии по старости досрочно (л.д. 37-42).
Истец просил:
- включить в его льготный стаж период работы в плавсоставе Каргасокского Ордена «Знак почета» ЛПК объединения "Томлеспром" с
25.05.1977 по 25.12.1977 г.г.
с 17.06.1980 по 11.11.1980 г.г.
с 1.04.1981 по 25.09.1981 г.г.
с 29.04.1982 по 1.11.1982 г.г.
с 10.05.1983 по 9.11.1983 г.г.
с 8.05.1984 по 10.09.1984 г.г.
с 26.04.1985 по 25.10.1985 г.г.
с 8.05.1986 по 5.11.1986 г.г.
с 5.05.1987 по 9.10.1987 г.г.
с 5.05.1988 по 8.11.1988 г.г.
с 27.04.1989 по 9.11.1989 г.г.
с 28.04.1990 по 19.11.1990 г.г.
с 29.04.1991 по 25.11.1991 г.г.
с 4.05.1992 по 25.10.1992 г.г.
с 21.05.1993 по 25.11.1993 г.г.
Периоды работы с 25.05.1977 по 25.11.1993 г. включить в полный навигационный период работы. Признать право на досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный фонд - 22.07.2015 года. (л.д. 146).
Просил исключить из стажа работы в плавсоставе судов периоды учебы в Томской лестехшколе с 12.11.1980 по 28.04.1982 года. (л.д. 60).
Истец и его представитель Лебедева Ю.С., действующая по доверенности от 3.07.2015 года сроком на один год (л.д. 24) в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска, дали пояснения согласно исковому заявлению.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска Котовщикова Ю.Н., действовавшая на основании доверенности от 18.05.16 г. сроком до 31.12.2016 г. (л.д. 145), исковые требования не признала, представила письменный отзыв. (л.д. 47-48). Пояснила, что расстановка флота начинается в мае, навигационный период – май-ноябрь. Период отпусков могут взять как фактический. Из архивной справки не видно, что плавсостав. С 29.04.1982 по 11.11.1982 г.г. расстановка плавсостава по судам – всё видим, есть приказ, здесь целый год. У истца стаж 11 лет 9 месяцев 12 дней, нужно 12 лет 6 месяцев.
Выслушав участников процесса, огласив показания допрошенных свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 115 Конституции Российской Федерации во исполнение федеральных законов, Правительство Российской Федерации издает постановления, распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ закреплено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренн