Номер дела 2а-3817/2017 ~ М-2515/2017
Дата суд акта 11 октября 2017 г.
Категория гражданского дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Мартынова Л. В.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление по жилищным вопросам Мэрии г. Новосибирска
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Администрация Ленинского района г.Новосибирска
Представитель ответчика Смагина Н.П.

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года<адрес>

Судья Центрального районного суда <адрес>Е.А. Певина

При секретаре судебного заседанияМ.А. Стариковой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мартыновой Л. В. к мэрии <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления

установил:

Мартынова Л.В. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения в связи с подошедшей очередью. Однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано в связи с превышением нормы предоставления жилой площади по договору социального найма.

При этом при вынесении данного решения управление по жилищным вопросам мэрии <адрес> руководствовалось тем, что членом её семьи - сыном М В.С, в ДД.ММ.ГГГГ года совершены действия по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> размере 20,2 кв.м.. Отчуждение произошло в связи с разводом М В.С, и признанием права на жилое помещение в полном объеме за бывшей супругой. Согласно доводам управления по жилищным вопросам мэрии <адрес> предоставление ей жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 31,3 кв.м. приведет к нарушению норм действующего законодательства, т.к. превысит норму предоставления жилых помещений по договору социального найма на 26,9 кв.м.

Административный истец полагает, что данное решение является незаконным, нарушает её права, поскольку подобного основания для отказа в предоставлении жилого помещения законодательно не предусмотрено, законодателем не предусмотрено и ограничение по максимальному количеству квадратных метров на человека при предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, доводы управления об отчуждении М В.С, жилого помещения не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении им жилищных условий, потому что отчуждение жилого помещения произошло в рамках раздела имущества при бракоразводном процессе. Отчуждение произведено в ДД.ММ.ГГГГ году и не предшествовало предоставлению жилого помещения.

В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным отказ управления по жилищным вопросам мэрии <адрес> в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать управление по жилищным вопросам мэрии <адрес> предоставить Мартыновой Л.В. жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании административный истец Мартынова Л.В. заявленные требования поддержала, пояснила в соответствии с вышеизложенным.

Представитель административного ответчика мэрии <адрес> Смагина Н.П., действующая на основании доверенности и предъявившая диплом о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, полагал возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.1 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам. В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия.

Из материалов дела следует, что Мартынова Л.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составом семьи пять человек (Мартынова Л.В., М В.С,, Б Н.С., Б Н.В., Б Т.В.).

Мартынова Л.В. обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения – однокомнатной квартиры общей площадью 31,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> связи с подошедшей очередью на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ управлением по жилищным вопросам мэрии <адрес> вынесено решение (л.д. ), согласно которому Мартыновой Л.В. отказано в предоставлении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку это приведет к нарушению норм действующего законодательства в части превышения нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом управлением был учтен факт совершения в ДД.ММ.ГГГГ году сыном административного истца (М В.С,) действий по отчуждению доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, правовые последствия данных действий установлены в п. 8 ст. 57 ЖК РФ.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с решением городского Совета депутатов Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ , жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке и по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в порядке, установленном законом <адрес>.

Заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма представляется в администрацию района с приложением, в том числе, документов, подтверждающих регистрацию заявителя и членов его семьи по месту жительства, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (в случае изменения фамилии, имени, отчества, места и даты рождения заявителя и (или) членов его семьи, смерти членов семьи заявителя); документы, подтверждающие наличие (отсутствие) у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности до ДД.ММ.ГГГГ, выданные организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства; документы, подтверждающие наличие (отсутствие) у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости; правоустанавливающие документы на жилые помещения, занимаемые заявителем и членами его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; документы, подтверждающие наличие у заявителя права на получение жилого помещения вне очереди на момент предоставления жилого помещения (в случае наличия у заявителя такого права).

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п. 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>, принятого решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ , норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в <адрес> в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно выписке из домовой книги семья Мартыновой Л.В. проживает на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ в двухкомнатной квартире общей площадью 50,4 кв.м. по <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ М В.С, (сын административного истца, включенный в состав семьи для предоставления жилого помещения по договору социального найма) принадлежало на праве общей совместной собственности жилое помещение – квартира общей площадью 40,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Доля М В.С, в общем совместном имуществе супругов составляла 20,2 кв.м.

Соглашением о разделе общего имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ М В.С, и М Н.Н. пришли к соглашению, что квартира общей площадью 40,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> принадлежит М Н.Н., при этом, задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ является задолженность М Н.Н.

В соответствии с ч. 8 ст.57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов РФ.

С учетом указанных положений закона, при решении вопроса о возможности предоставления Мартыновой Л.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 31, 3 кв.м., административным ответчиком обосновано был произведен расчет нуждаемости семьи М в дополнительной жилой площади, предоставляемой до договору социального найма, согласно которому во внимание была принята общая площадь квартиры, занимаемой семьей административного истца по <адрес> - 50,4 кв.м. и 20,2 кв.м. - доля М В.С, в <адрес>, итого 70, 6 кв.м. Норма предоставления жилого помещения на семью из 5 человек составляет 75 кв.м. (15 кв.м. х 5). Таким образом, с учетом положений ч.2 ст. 58 ЖК РФ административному истцу могла быть предоставлена комната либо однокомнатная квартира общей площадью не более 19,6 кв.м. (75 кв.м. минус 70, 4 кв.м. плюс 15 кв.м.). <адрес> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 31, 3 кв.м., в связи с чем, административному истцу обосновано было отказано в предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма.

В настоящее время истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность в общегородской очереди – 283. При этом оснований для внеочередного предоставления истице жилого помещения на условиях социального найма не имеется.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение административного ответчика является законным и обоснованным, права административного истца указанных решением не нарушаются, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ею требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Мартыновой Л. В. к мэрии <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятии судом решения в окончательной форме.

Решение изготовлено судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

СудьяЕ.А. Певина