Номер дела 2-1947/2015 ~ М-1644/2015
Дата суд акта 15 июля 2015 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Томина Н. С.
ОТВЕТЧИК Администрация Калининского района г.Новосибирска
Представитель истца Векшина Г.С.
Представитель и+о? Тихонов А.А.

Дело № 2-1947/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2015 г. г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Симоненко М.Н.

При секретаре Коневой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томиной Натальи Сергеевны к администрации Калининского района г. Новосибирска о признании права на предоставление жилого помещения и внесения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

В суд с иском обратилась Томина Н.С., в котором просит признать за ней право на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию Калининского района города Новосибирска внести её в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование заявленных требований указала, что 04.12.2014 года она обратилась в администрацию Калининского района г. Новосибирска с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом главы администрации Калининского района г. Новосибирска от 19.12.2014 года № 2337-од ей было отказано во включении в указанный список в связи с тем, что она утратила право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, поскольку достигла возраста, превышающего 23 года, и, таким образом, перестала относиться к категориям лиц, которые могут быть включены в указанный список. Считает, что приказ главы администрации Калининского района г. Новосибирска от 19.12.2014 года № 2337-од неправомерен, не соответствует нормам Закона и нарушает её права на обеспечение жилым помещением по следующим основаниям. Мать истицы бросила её в родильном доме, об отце ей ничего неизвестно. Решением Калининского районного совета народных депутатов г. Новосибирска от 12.01.1984 года № 21 она была определена в детский дом с содержанием за счет средств государства. С 03.09.1989 года по 01.09.1997 года она являлась воспитанницей МОУ специальной (коррекционной) школы - интерната № 44 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии и находилась на полном государственном обеспечении. Данный факт подтверждается справкой Специальной (коррекционной) школы - интерната № 44 от 14.10.2004 года. Таким образом, она относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В дальнейшем она проходила обучение в ПТУ № 22. Поскольку она относилась к категории детей оставшихся без попечения родителей и на момент выпуска из школы-интерната ей не было 18 лет, её законный представитель (администрация Специальной (коррекционной) школы-интерната № 44) должен был принять меры по предоставлению в орган местного самоуправления необходимых документов для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О дополнительных гарантиях но социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако данную обязанность администрация школы-интерната не исполнила. Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять их из образовательных учреждений, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 1 Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В силу положений закона, достижение истицей 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения меня гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить мне жилое помещение. Таким образом, в настоящее время истица имеет право быть внесенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 5-7).

В судебном заседании истица Томина Н.С., ее представитель по устному заявлению Векшина Г.С. заявленные требования поддержали в полном объеме, представили возражения на отзыв. (л.д. 45-46).

Представитель администрации Калининского района г.Новосибирска Тихонов А.А., действующий по доверенности от 3.12.14 года сроком до 1.02.2016 г. (л.д. 26) исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 25), в котором просил в удовлетворении иска отказать, доводы, изложенные в отзыве поддержал в судебном заседании.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу:

В судебном заседании установлено, что Томина Н.С. родилась 13 февраля 1980 года, что подтверждается копией паспорта (л.д.10).

Решением Калининского районного Совета народных депутатов Новосибирска от 12 января 1984 года № 21 (л.д. 17) в детский дом была направлена несовершеннолетняя Томина Н.С.

Согласно справке от 14.10.2004 года Томина Н.С. являлась воспитанницей МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 44 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии и находилась на полном государственном обеспечении с 3.09.1989 г. по 1.09.1997 г. Выбыла в ПТУ № 22 на учебу. (л.д. 12).

Из информации ФГУП «Ростехинвентаризация» (л.д.16) усматривается, что за Томиной Н.С. объекты недвижимого имущества на 1.01.1999 г. не зарегистрированы.

Приказом № 615-од от 5.05.2011 года Томиной Н.С. было предоставлено жилое помещение – комната <адрес> по договору найма жилого помещения в общежитии. (л.д. 13).

10.12.2010 года у Томиной Н.С. родилась дочь Томина С.С. (л.д. 14), 08.08.2012 года у Томиной Н.С. родился сын Томин Р.С. (л.д. 15), которые проживают с Томиной Н.С. по адресу: г. Новосибирск, ул. <адрес> в комнате, площадью 17,2 кв.м на основании договора найма жилого помещения в общежитии № 302 от 5 мая 2011 года. (л.д. 18-21).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1).

Статьей 8 указанного выше ФЗ определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: … жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

05 июня 2013 года был принят Закон Новосибирской области №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым было установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган). Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом.

Согласно Постановления мэрии города Новосибирска от 20 августа 2013 года №7889 «Об утверждении порядка включения в список (исключении из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» формирование списка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Прием заявлений о включении в список (далее - заявление) осуществляется администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - администрация).

Для включения в список заявитель подает заявление, указанное в подпункте 1.5, в организационно-контрольный отдел (отдел - общественную приемную) администрации по месту жительства.

Отдел опеки и попечительства администрации: не позднее 15 дней со дня регистрации заявления направляет заявление и документы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, в комиссию по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - комиссия).

Из представленных суду доказательств, следует, что Томина Н.С. на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей в администрации Калининского района города Новосибирска поставлена не была.

Приказом главы администрации Калининского района г.Новосибирска от 19 декабря 2014 года № 2337-од (л.д. 9) Томиной Н.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что заявитель утратила право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, а именно: достигла возраста 23 лет, о чем 19 декабря 2014 года было сообщено Томиной Н.С. (л.д. 8).

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, обозрев учетное дело Томиной Н.С., приходит к выводу о том, что иск Томиной Н.С. необходимо удовлетворить, так как она обратилась с заявлением в администрацию Калининского района г. Новосибирска с целью предоставления ей жилья до достижения возраста 23 лет, была поставлена на учет в нуждающихся в жилье как малоимущая (л.д. 36-41), л.д. 47 – приказ главы администрации Калининского района г. Новосибирска № 436-од от 2.04.2009 года; в 2002 году на основании распоряжения главы администрации Калининского района от 10.09.2002 г. № 1108 Томиной Н.С. выдан ордер № 17 на жилую площадь в общежитии от 11.09.2002 года (л.д. 42) в котором указано, что она является воспитанником детского дома. Следовательно, еще до достижения возраста 23 лет истица обращалась в администрацию Калининского района г. Новосибирска, предоставив документы, подтверждающие, что она является ребенком-сиротой, но была поставлена на учет не как ребенок-сирота, а как малоимущая, в силу чего, истец относится к категории лиц, которые имеют право на предоставление мер