Номер дела 2-1120/2013 ~ М-55/2013
Дата суд акта 14 мая 2013 г.
Категория гражданского дела Социальные споры -> Иные социальные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Кораблева Л. Ю.
ОТВЕТЧИК Отдел пособий и социальных выплат Октябрьского района г Новосибирска
ОТВЕТЧИК Министерство социального развития НСО
ОТВЕТЧИК Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Представитель ответчика Лебедева Е.А.

Гр. дело № 2-1120/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» мая 2013г.г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска в составе:

СудьиПащенко Е.В.,

При секретареМедниковой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кораблевой Л.Ю. к ЮЛ1), ЮЛ2, ЮЛ3 о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию и выдаче удостоверения единого образца на предоставление льгот и мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кораблева Л.Ю. обратилась в суд с иском к ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3 о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию и выдаче удостоверения единого образца на предоставление льгот и мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что Кораблева Л.Ю. в период с марта 1966г. по июль 1989г. проживала в г. Семипалатинске Казахской ССР. Данная зона проживания относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 бэр в период испытаний с 1949 по 1990 г.г. Утверждает, что Кораблева Л.Ю. при проживании в г. Семипалатинске Казахской ССР получила суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 5 сЗв. (бэр). Кроме того, истец Кораблева Л.Ю. была отнесена к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и 13.06.1994г. получила удостоверение , подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

В связи с названными обстоятельствами истица обратилась в ЮЛ3 по своему месту жительства, с письменным заявлением о признании пострадавшей и отнесении к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения превышающей 5 сЗв. (бэр) и выдаче удостоверения единого образца, но получила письменный отказ в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт проживания в 1949-1963г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, население которых подверглось радиации вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Полагая данный отказ незаконным истец просит суд признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), обязать ЮЛ2, в лице ЮЛ3 внести истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и предоставить ЮЛ1 сведения об этом, обязать ЮЛ1 выдать Кораблевой Л.Ю. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне», взыскать солидарно с ЮЛ1, ЮЛ3 и ЮЛ2 в пользу Кораблевой Л.Ю. расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб., а так же судебные издержки, понесенные Кораблевой Л.Ю. в связи с обращением в суд в размере <данные изъяты> коп.

В судебное заседание истец Кораблева Л.Ю. не явилась, извещена, ее представитель Токарева Д.И, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, указанным в исковом заявлении, возражала против выводов экспертизы, проведенной на основании определения суда, указала, что истец обратилась в ЮЛ5, где получила справку о том, что она получила дозу облучения 6 сЗв. Кроме того истец прошла исследование в ЮЛ4 с использованием цитогенетических методов, согласно данного исследования норма облучения истицы превышена в два раза, в связи с чем истец имеет право на льготы.

В судебное заседание представитель ответчика - ЮЛ1, не явился, извещен надлежащим образом, ранее предоставил отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении иска просил отказать в связи с тем, что истец проживала в населенном пункте, не включенном в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р, по результатам экспертизы, проведенной ЮЛ6 в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Главного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. № 5 «Об утверждении Методических Указаний МУ 2.6.1.2574-2010» («МУ 2.6.1.2574-2010. Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Методические указания»), размер суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения истца вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне составил менее 5 сЗв (бэр) (л.д. 132-133).

В судебном заседании представитель ответчика - ЮЛ2 – Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ранее представила суду письменные возражения на исковое заявление, в котором указала, что, согласно Федерального закона от 10.02.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Федеральный закон), предусмотрены меры социальной поддержки граждан, которые проживали в 1949-1963г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Согласно ст. 5 Федерального закона удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки, выдаются гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС РФ от 18.09.2009г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Город Семипалатинск Казахской ССР, где истица проживала в период с 1966 по 1989г.г. не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р. По результатам экспертизы, проведенной ЮЛ6 в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Главного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. № 5 «Об утверждении Методических Указаний МУ 2.6.1.2574-2010» («МУ 2.6.1.2574-2010. Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Методические указания»), размер суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения Кораблевой Л.Ю. вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне составил менее 5 сЗв (бэр), в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Кораблевой Л.Ю. не имеется (л.д. 37-38,138-139).

Представитель ответчика ЮЛ3 в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 137).

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кораблевой Л.Ю. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в учреждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки.

Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации законодателем связывается с двумя условиями:

проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах;

получение суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 «Правил отнесения граждан к категории подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 634 от 15.11.2004г., определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Кораблева Л.Ю. с марта 1966 года по июль 1989г. проживала в г. Семипалатинске Казахской ССР, что подтверждается аттестатом о среднем образовании серии от 25.06.1980г., дипломом серии от 01.07.1982г., дипломом Семипалатинского государственного института серии от 30.06.1989г., трудовой книжкой сери от 10.08.1982г., свидетельством о заключении брака от /дата/., справкой ЮЛ7 от 13.06.1994г., удостоверением от 13.06.1994г. подтверждающим право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (л.д. 10,11-12,13,14-19,20,21,22).

13.06.1994г. Кораблевой Л.Ю. выдано удостоверение Республики Казахстан, подтверждающее факт проживания, а также право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 22)

Факт проживания истца в указанный период на территории указанного населенного пункта не оспаривался ответчиками.

Истец обратилась с заявлением о выдаче удостоверения установленного единого образца, подтверждающего отнесение ее к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

Согласно ответу ЮЛ3 от 06.11.2012г. № 3632, обращение Кораблевой Л.Ю. было рассмотрено, но включить Кораблеву Л.Ю. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не предоставляется возможным. Причина отказа - отсутствие документов, подтверждающих факт проживания в 1949-1963г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 23).

Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что данный отказ не нарушает прав истца на получение мер социальной защиты, предусмотренных законом, по следующим основаниям.

Федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949-1963г.г. в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 11 июля 2006 г. N 404-О и от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.) и проживание в населенных пунктах, не включенных Правительством РФ в соответствующий перечень, не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963г.г. в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя (Постановление Конституционного суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П; Определение Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. № 404-О).

Конституционный суд РФ в своем Определении от 14.12.1999г. № 197-О, указал, что согласно статье 22 Федерального закона от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения" граждане имеют право на радиационную безопасность. Этому праву корреспондирует обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обеспечивать выполнение мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий (статья 20 Закона). В случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и понесенных ими убытков (статьи 25 - 26 Закона).

Исходя из статьи 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в силу которой гражданам, проживавшим в населенном пункте Чаган Семипалатинской области в 1949 - 1963 годах и получившим в этот период суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр, предоставляются определенные льготы и компенсации, в системном истолковании со статьей 26 Федерального закона "О радиационной безопасности населения", суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.

Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. N 5, устанавливают порядок определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах (п.1.1).

Установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конк