Номер дела | 2-4303/2017 ~ М-3887/2017 |
Дата суд акта | 28 ноября 2017 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физ. лиц к негос. ПФ -> по искам застрахованных |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Бутова Н. Ю. |
ОТВЕТЧИК | УПФ РФ ГУ в Калининском районе г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУЗ "6 военный госпиталь Внутренних войск МВД РФ" в\ч 5567 |
Представитель истца | Бахман О.А. |
Представитель ответчика | Котовщикова Ю.Н. |
Представитель истца | Ситников Ю.Ю. |
Дело № – 4303/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2017 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Мяленко М.Н.,
При секретаре Мороз М.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутовой Наталии Юрьевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска о признании решения незаконным и досрочном назначении трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Бутова Н.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска и просит решение УПФ РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска от 16 июня 2017 года № в части неверного подсчета периодов работы Бутовой Наталии Юрьевны: с 04.07.2001г. по 23.02.2004г., с 24.02.2004г. по 27.09.2005г., с 05.12.2006г. по 16.03.2008г., с 18.04.2008г. по 30.04.2012г., подлежащих включению в медицинский стаж в льготном исчислении, а также в части исключения периодов прохождения курсов повышения квалификации с 17 марта 2008г. по 17 апреля 2008г., и с 25 марта 2013г. по 07 мая 2013г. – отменить; обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска включить Бутовой Наталии Юрьевне в стаж работы, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности операционной сестры стационара в ФКГУЗ «6 военный госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» (войсковая часть №) в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с 04.07.2001г. по 23.02.2004г., с 24.02.2004г. по 27.09.2005г., с 05.12.2006г. по 16.03.2008г., с 18.04.2008г. по 30.04.2012г.; в календарном исчислении с 17 марта 2008г. по 17 апреля 2008г., и с 25 марта 2013г. по 07 мая 2013г.; обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска назначить Бутовой Наталии Юрьевне досрочную трудовую пенсию по старости с 14.06.2017 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 14.06.2017 г. она обратилась с заявлением в УПФР в Калининском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, представив при этом в пенсионные органы все необходимые документы. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Калининском районе г. Новосибирска, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» «в связи с отсутствием на дату обращения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ». Ответчиком неправомерно не зачтены в льготном исчислении (1 год работы за 1,5) следующие периоды работы в окружном военном госпитале Внутренних войск МВД войсковой части № № (г. Новосибирск) ныне именуемой Федеральное казённое учреждение здравоохранения «6 военный госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» (войсковая часть № №):
-с 04.07.2001 г. по 23.02.2004 г. (календарно 2 года 7 мес. 20 дней);
-с 24.02.2004г. по 27.09.2005г. (календарно 1 год 7 мес. 4 дня);
-с 05.12.2006г. по 16.03.2008 г. (календарно 1 год 3 мес. 12 дней);
-с 18.04.2008 г. по 30.04.2012г. (календарно 4 года 0 мес. 13 дней).
Ответчик зачел в её стаж указанные периоды календарно - 9 лет 6 мес. 19 дней вместо 14 лет 3 месяца 28 дней, неправомерно исключив из стажа 4 года 9 месяцев 9 дней.
Отказ зачесть указанные периоды работы в льготном исчислении ответчик обосновывает тем обстоятельством, что должность «операционная медицинская сестра» в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (анестезиологии-реанимации), в котором она числилась в указанный период по кадровым документам - не предусмотрена Перечнем структурных подразделении учреждений здравоохранения и должностей врачей среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту - Перечень).
При досрочном назначении пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, применяются списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение такой пенсии с приложением указанного выше Перечня структурных подразделений и должностей, дающих право на льготное исчисление требуемого стажа.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 Закона, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее - Правила исчисления периодов работы), «лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев».
Пунктом 1 Перечня предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, работа в которых даёт право на льготное исчисление стажа операционным медицинским сёстрам. Работа же в отделениях анестезиологии-реанимации (реанимации и интенсивной терапии) стационаров согласно п. 2 Перечня даёт право на льготное исчисление стажа медицинским сёстрам - анестезистам и медицинским сёстрам палатным.
По штатному расписанию Госпиталя в/ч № во 2м хирургическом отделении, переименованном 04.07.2001г. в отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (а позже в отделение анестезиологии-реанимации) значились не только врачи анестезиологи- реаниматологи и медицинские сёстры-анестезисты, но и операционные медицинские сёстры, включая старшую, вплоть до 22.03.2012г., когда структура госпиталя была, наконец приведена в соответствие с законодательством и фактическими условиями работы операционных медицинских сестёр, непосредственным рабочим местом которых является оперблок.
И, наоборот, в З-м хирургическом отделении по штатному расписанию в указанный период значились только врачи-хирурги, хотя совершенно очевидно, что при проведении операций врач хирург нуждается в помощи операционной медицинской сестры. Операционный же блок как структурная единица не был включён ни в состав указанного отделения, ни выделен в отдельное структурное подразделение. Фактически составлявшие его персонал операционные медицинские сёстры были введены в 3-е хирургическое отделение по штатному расписанию только с 01.05.2012г. и с этого же дня исключены из штатного расписания отделения анестезиологи – реанимации. Между тем, согласно Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-морского флота, введённое в действие приказом заместителя министра обороны СССР - от 31.05.1989г. № 64, кроме обычных палат и кабинетов хирургическое отделение должно иметь в своём составе операционно - перевязочный блок. Согласно Положению об организации деятельности стационарного хирургического отделения стационара медицинской организации, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2010г. № 1182н стационарные хирургические отделения могут создаваться только при условии наличия в организации круглосуточно функционирующего операционного блока.
Из содержания должностных инструкций операционной медицинской сестры усматривается, что непосредственным рабочим местом операционной медицинской сестры является операционный блок (обязана наблюдать за надлежащим содержанием операционного блока, его оборудования, имущества и т. д.)
Кроме того, согласно должностным инструкциям и квалификационным характеристикам операционной медицинской сестры, её основная обязанность помогать оперирующему врачу-хирургу во время проведения операции. Да и само наименование должности операционная медицинская сестра прямо указывает на участие в осуществлении непосредственного операционного процесса.
Таким образом, в спорный период она, как и другие операционные медицинские сёстры во главе со старшей операционной медицинской сестрой, хоть и значились по штатному расписанию в отделении анестезиологии-реанимации, но фактически осуществляли трудовую функцию в хирургическом отделении вместе с хирургами 3-го хирургического отделения, где и продолжают работать по настоящее время.
Отказ же ответчика зачесть указанные периоды работы в льготном исчислении, обусловлен только формальными основаниями, а именно: тем обстоятельством, что операционные медицинские сёстры по штатному расписанию числились в спорный период в отделении анестезиологии-реанимации, а не в хирургическом отделении, где фактически и выполняли трудовую функцию.
Несмотря на то, что по штатному расписанию она как и другие операционные медицинские сёстры числились в спорный период в отделении анестезиологии-реанимации, а не в хирургическом отделении, фактически она работала в тот период в хирургическом отделении в должности операционной медицинской сестры, причем характер выполняемой ею работы, ее интенсивность и напряженность, неблагоприятное воздействие различного рода факторов, повышенные психофизиологические нагрузки у нее были такими же, как и в других хирургических отделениях учреждений здравоохранения, включенных в Перечень.
Она, как и другие операционные медицинские сестры хирургических отделений каждую смену осуществляла подготовку операционной, участников хирургической бригады, хирургического инструментария, других материалов к проведению операции; подготавливала пациента к операции; обрабатывала операционное поле; участвовала в хирургических операциях; выполняла другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и квалификационными характеристиками операционной медицинской сестры.
Включение операционных медицинских сестёр в штатном расписании в отделение анестезиологии и реанимации, противоречит действовавшим на тот период нормативным актам Союза ССР и регулировавшим в частности работу отделений анестезиологии - реанимации (например, приказу Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 № 841). Указанным приказом утверждены штатные нормативы медицинского персонала отделений анестезиологии-реанимации, которыми операционные медицинские сестры не предусмотрены. И хотя составители штатных расписаний должны были руководствоваться указанным Приказом, структура отделения вплоть до 01.05.2014г. была указана произвольно.
Она работает с 18.01.1999г. в госпитале в\ч № на одном и том же рабочем месте (в операционном блоке) по настоящее время, в том числе, в спорные периоды, в должности, дающей право на досрочное назначение ей пенсии, полный рабочий день, на полную ставку, и работа её непосредственно связана операционной деятельностью. То, что штатные расписания госпиталя в спорные периоды, содержали неверные записи, не отражающие его действительной структуры, не уменьшает ее законных прав на получение досрочной пенсии.
Все 20 лет ее работы в лечебных учреждениях (в том числе Госпитале в\ч №) были непосредственно связаны с оказанием помощи врачу хирургу при проведении оперативных вмешательств и обеспечением деятельности хирургической бригады.
Работодатель (Госпиталь в/ч №) фактически подтвердил в 2012 году, что операционные сёстры относятся к хирургическому отделению, а не к отделению анестезиологии-реанимации; внес соответствующие изменения в структуру и штатное расписание Госпиталя.
Вместе с тем, в силу конституционных гарантий, предусмотренных ст.ст. 18,19,39,46 Конституции РФ и положений ст. 28 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в их взаимосвязи, не может быть ограничено право на получение досрочной трудовой пенсии по старости лица, фактически работавшего в учреждении здравоохранения и выполнявшего трудовые функции по охране здоровья населения в особых условиях труда, за которые Списком предусмотрено льготное исчисление трудового стажа, если работодателем была неправильно названа должность работника или неправильно поименовано отделение, в котором работал работник и в котором выполнял рабочие функции, аналогичные предусмотренным Списком, т.к. это нарушало бы принцип равного социального обеспечения за равные условия труда. Что подтверждается и выводами постановления Конституционного суда РФ № 81-0 от 04.03.2004 г., которым предусмотрено, что тождественность выполняемых работником лечебных и иных функций по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлении в судебном порядке.
Считает, что ответчиком из её стажа неправомерно исключен период времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, подлежащий включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в соответствии со ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: с 17 марта 2008г. по 17 апреля 2008г., и с 25 марта 2013г. по 07 мая 2013г.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определённых видов деятельности. Для медицинских специалистов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно ст. 54 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и приказа Минздрава РФ от 05.08.1998 г. № 186 для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
Таким образом, находясь на курсах повышения квалификации, она повышала свою квалификацию, направлялась не по своему личному желанию, а работодателем. На время обучения за ней сохранялась заработная плата, место работы, должность, выплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ.
Регулярное повышение квалификации является неотъемлемой частью её трудовой функции операционной медицинской сестры, то есть, видом работ, что подтверждают и квалификационные характеристики операционной медицинской сестры, обязывающий её иметь сертификат специалиста по специальности «Операционное дело», а также, мои должностные инструкции, согласно которым она обязана своевременно повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования. В противном случае она не может быть допущена к выполнению непосредственных трудовых обязанностей.
Учитывая, что при льготном исчислении стажа работы, включая спорные периоды, он составит 30 лет 7 месяцев 13 дней, считает, что приобрела право на досрочное назначение ей трудовой пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 14.06.2017г., то есть со дня подачи ответчику соответствующего заявления. Следовательно, отказ в назначении мне пенсии считает необоснованным.
В судебном заседании истец Бутова Н.Ю. и её представитель Бахман О.А. заявленные требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска Котовщикова Ю.Н., требования истца не признала, представила письменные возражения (л.д. 12-13 том 2), суду пояснила, что пенсионный фонд является правоприменительным органом и обязан применять Списки должностей и учреждений строго текстуально, расширительно толковать они не могут.
Представитель третьего лица войсковой части № Ситников Ю.Ю., действующий на основании доверенности от 02.02.2017г. сроком до 31.12.2017 года (л.д. 51 т.1) пояснил, что исковые требования истицы считает законными и обоснованными. Несмотря на изменение названия суть исполнения служебных обязанностей истца не менялась.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно пп. 20 п. 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Пунктом 2 данной статьи установлено, что