Номер дела | 2-429/2016 (2-4610/2015;) ~ М-4880/2015 |
Дата суд акта | 28 февраля 2016 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Степин С. В. |
ОТВЕТЧИК | Администрация Калининского района г.Новосибирска |
Представитель ответчика | Трофимов Д.А. |
Дело № 2-429/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 февраля 2016 г. г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Симоненко М.Н.
При секретаре Коневой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степина Сергея Владимировича к администрации Калининского района г. Новосибирска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Новосибирска, в котором просил суд признать незаконным и отменить приказ администрации Калининского района г. Новосибирска от 21.20.2015 года № 1729-од об отказе семье Степина С.В. в признании нуждающейся в жилых помещениях, признать семью (Степина С.В., Степину Т.В., Степина И.С., Степина С.С.) нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что 23.09.2015г. истец обратился в администрацию Калининского района о признании его семьи нуждающейся в жилых помещениях с целью дальнейшего участия в программе «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №510. 21.10.2015г. истцу был дан отказ в признании его семьи нуждающейся в жилых помещениях, по причине того что он является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> на истца приходится более учетной нормы в городе Новосибирске. С данным отказом истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям: 10.09.2010г. истец зарегистрировал брак со Степиной Татьяной Васильевной. С 2011 года и по сегодняшний день мы снимаем квартиру по договору найма по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ родился сын Степин Илья Сергеевич., ДД.ММ.ГГГГ родился сын Степин Степан Сергеевич. Семья истца, состоящая из четырех человек, проживает по договору найма в квартире по адресу, <адрес>. Истец имеет в собственности 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью -63,2 кв.м. Доля истца в квартире равна 15,8 кв.м. В соответствии с п. 4 решения городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. № «О положении о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Новосибирска» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м, общей площади, следовательно семье истца необходимо жилое помещение для проживания не менее 48 кв.м, а он имеет 15,8 кв.м., что существенно мало и не соответствует установленным нормам. В целях улучшения жилищных условий истец, как представитель всей семьи (состоящей из 4-х человек) обратился в администрацию района, для участия в программе «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №510. Истцу был дан отказ, со ссылкой, что у него есть 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> на него приходится более учетной нормы в городе Новосибирске, о том, что состав моей семьи из 4-х человек, и для семьи необходимо не менее 48 кв. м. уполномоченные органы исполнительной власти во внимание не приняли и данные обстоятельства рассмотрены не были. П.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. П. 2 Ст. 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма «являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы». На основании вышеизложенного, истец считает решение об отказе его семье в признании нуждающейся в жилых помещениях незаконным и не обоснованным на нормах закона (л.д. 5-6).
В судебном заседании Степин С.В. обстоятельства заявленных требований поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Трофимов Д.А., действующий на основании доверенности от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2018 года (л.д. 38) пояснил, что исковые требования не признает. Для участия в Программе семья должна соответствовать возрасту и быть нуждающимися. После этого их включают в программу. Рассмотрев документы они увидели, что семья проживает по договору найма по <адрес>. Родители истца являются собственниками жилого помещения. Истец не проживает с собственниками квартиры. И он не может быть признан нуждающимся в жилье. Истец является сособственником квартиры в 1\4 доле по <адрес> Супруга и дети истца нуждаются в жилье, а истец – нет.
Свидетель Степин В.А. пояснил, что его родной сын Степин С.В. проживает в его квартире по <адрес> с супругой и детьми. Квартира принадлежит ему (свидетели) и его супруге в равных долях.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу норм ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Судом установлено, что Степин С.В. обратился к ответчику для участия в Программе «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.
21.10.2015 года администрацией Калининского района г. Новосибирска был вынесен приказ № 1729-од «Об отказе семье Степина С.В. в признании нуждающейся в жилых помещениях» из которого следует, что семье истца Степина С.В. (супруга Степина Т.В., сын Степин И.С., сын Степин С.С) в признании нуждающейся в жилых помещениях отказано в связи с тем, что заявитель не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, так как он является собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> (общая площадь 63, кв.м) и на него приходится более учетной нормы, установленной в городе Новосибирске. (л.д.8).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> зарегистрированы: Степин С.В. с 2011 года, Степина Т.В. с 2012 года, Степин И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 28.06.2012 года, Степин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9).
Из свидетельства о заключении брака следует, что Степин С.В. и Тимофеева Т.В. заключили брак 10.09.2010 года, присвоены фамилии: Степин, Степина. У супругов Степиных имеются дети: сын Илья, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13), сын Степан, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 14).
Согласно договора найма квартиры от 10 мая 2011 года наймодатель Степин В.А., Степина Г.В. сдает внаем принадлежащую ему квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> находящимся в квартире имуществом нанимателю Степину С.В., Степиной Т.В. (л.д. 15-17), срок найма с 10 мая 2011 года по 10 апреля 2012 года.
Согласно договора найма квартиры от 11 апреля 2012 года наймодатель Степин В.А., Степина Г.В. сдает внаем принадлежащую ему квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> находящимся в квартире имуществом нанимателю Степину С.В., Степиной Т.В. (л.д. 19-21), срок найма с 11 апреля 2012 года по 11 марта 2013 года.
Согласно договора найма квартиры от 12 марта 2013 года наймодатель Степин В.А., Степина Г.В. сдает внаем принадлежащую ему квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> находящимся в квартире имуществом нанимателю Степину С.В., Степиной Т.В. (л.д. 23-25), срок найма с 12 марта 2013 года по 12 февраля 2014 года.
Согласно договора найма квартиры от 13 февраля 2014 года наймодатель Степин В.А., Степина Г.В. сдает внаем принадлежащую ему квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> находящимся в квартире имуществом нанимателю Степину С.В., Степиной Т.В. (л.д. 27-29), срок найма с 13 февраля 2014 года по 13 января 2015 года.
Согласно договора найма квартиры от 14 января 2015 года наймодатель Степин В.А., Степина Г.В. сдает внаем принадлежащую ему квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> находящимся в квартире имуществом нанимателю Степину С.В., Степиной Т.В. (л.д. 31-33), срок найма с 14 января 2015 года по 14 декабря 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых домов. Исходя из этого Правительством Российской Федерации утверждены конкретизирующие указанные предписания Жилищного Кодекса РФ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу норм п. 7 указанных Правил в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства ( статья 38 часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).
В соответствии с п. 4 решения городского Совета г. Новосибирска от 28.09.2005 года № 94 «О Положении о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Новосибирска» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 метров.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого помещения вовсе. При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности жилой площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как установлено ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 54 ЖК РФ).
Поскольку площадь жилого помещения, находящегося в долевой собственности истца Степина С.В. (<адрес>) составляет 15,8 кв.м (л.д. 11), соответственно на семью Степина С.В. приходится жилья менее учетной нормы, что позволяет признать семью Степина С.В. нуждающейся в жилых помещениях.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом приказ администрации Калининского района г. Новосибирска нарушает права семьи истца быть признанной нуждающейся в жилых помещениях, а потому подлежит признанию незаконным.
Доводы представителя ответчика, что поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях возможно только супругу и детей истца суд находит несостоятельными, при этом суд исходит из отсутствия у семьи Степина С.В. обеспеченности жилой площадью в размере учетной нормы, поскольку они являются членами одной семьи. Регистрация истца в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родителям, не имеет правового значения, является только формой учета и не порождает для него каких-либо жилищных прав и обязанностей.
Сторонами требований о взыскании судебных расходов не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Признать незаконным и отменить приказ администрации Калининского района г. Новосибирска от 21.10.2015 года №1729-од «Об отказе семье Степина Сергея Владимировича в признании нуждающейся в жилых помещениях. Признать семью Степина Сергея Владимировича (Степин С.В., Степина Татьяна Васильевна - супруга, Степин Илья Сергеевич – сын, Степин Степан Сергеевич – сын) нуждающейся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты принятия его судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 01 марта 2016 года.
Судья М.Н. Симоненко