Номер дела | 2-4795/2015 ~ М-4498/2015 |
Дата суд акта | 21 декабря 2015 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокурор Заельцовского р/на г. Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО |
Представитель и+о? | Педрико О.А. |
Дело № 2-4795/2015
Поступило в суд 25.11.2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2015 годаг. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в составе:
Председательствующего судьиПавлючик И. В.
С участием прокурораПедрико О. А.
При секретаре:Мансурской Я. М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлениемо признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска в ходе проверки исполнения жилищного законодательства путем мониторинга сети Интернет и интернет - ресурсов установлено, на странице сайта с URL-адресом: tranklukator.ru/scotcik/default.htm размещена информация «Все способы как остановить отключить отмотать обмануть счетчик». Данная статья раскрывает способы хищения энергоресурсов путем остановки, торможения или иным способом искажения данных счетчика расхода электроэнергии.
Вход на сайт: tranklukator.ru/scotcik/default.htm свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти, органов местного самоуправления и действующих законов, нарушает права неопределенного круга лиц.
В силу пункта 2 части 5 статьи xx.xx.xxxx Закона от xx.xx.xxxx г. № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признанииинформации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
С учетом изложенного, прокурор Заельцовского района г. Новосибирска, действующий в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать информацию «Все способы как остановить отключить отмотать обмануть счетчик», размещенную на Интернет-сайте: «tranklukator.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представительпрокуратуры Заельцовского района г. Новосибирска, Педрико О. А. доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, пояснила в соответствии с вышеизложенным.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий им массовых коммуникацийпо Сибирскому федеральному округу Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округуне явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л. __-12), просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные объяснения (л. __-15), указав, что Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.
В соответствии со ст. xx.xx.xxxx ФЗ № 149-ФЗ создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Частью 5 ст. xx.xx.xxxx ФЗ №149-ФЗ предусмотрены основания включения сведений в ЕАИС: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно п.9 Правил создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx г. __xx.xx.xxxx служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного орана о признании информации, запрещеннойинформацией вносят в ЕАИС реестровую запись, содержащую доменное имя и )или указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, описание выявленной запрещенной информации, позволяющее её идентифицировать, включая её название, с приложением заверенной копии страницы сайта в сети «Интернет», вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью, дату и время получения решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
Одновременно с включением в ЕАИС информации о доменном имени и указателе страницы сайта в сети «интернет», уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператора ЕАИС определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети «интернет» указанного сайта, направляет провайдеру хостингав электронном виде уведомление на русском и английских языках о включении в ЕАИС доменного имени и указателя страницы сайта в «Интернет», вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга в соответствии с требованиями законодательства РФ в области персональных данных с указанием даты и времени направления уведомленияпровайдеру хостинга.
По истечении 3 суток с момента направленияуведомленияпровайдеру хостинга, в течение которых владелец сайта в сети «Интернет» и провайдер хостинга должны принять меры по удалению запрещенной информации и ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператора ЕАИС проверяет соответствующее доменное имя и указатель страницы сайта в сети «Интернет».
В случае наличия доступа к запрещенной информации по указанному доменному имени и указателю страницы сайта в сети «Интернет» в ЕАИС включается сетевойадрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий запрещенную информацию с указанием даты и времени включения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать указанный сайт в сети «Интернет», в ЕАИС.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 ФЗ __ ст. 19.23 КоАП РФ, ст. 327 УК РФ полагает, что соответствующая информация может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ с указанием об этом в судебном решении в целях ограничения доступа к данной информации в соответствии с Правилами ведения ЕАИС.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные прокурором Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц требования о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 264-265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, при невозможности получения соответствующих документов в ином порядке.
Согласно ст. 2 ФЗ от xx.xx.xxxx N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от xx.xx.xxxx г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст. 9 ФЗ N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона РФ от xx.xx.xxxx г. __ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Проведенной прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проверкой установлено, что на сайте: tranklukator.ru, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» размещено информация, адресованная неопределенному кругу лиц, раскрывающая способы хищения энергоресурсов путем остановки, торможения или иным способом искажения счетчика расхода электроэнергии.
Таким образом, размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как эта информация способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти, органов местного самоуправления и действующих законов, нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя их нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ст. 13 Федерального закона от xx.xx.xxxx г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетический ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от xx.xx.xxxx г. __ потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (креплении), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием.
За мелкое хищение чужого имущества статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест до пятнадцати суток.
Частью 1 ст. 158 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества.
В части 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Сам факт обеспечения доступа к указанной противоправной информации, кроме того, содержит сведения о возможности совершения противоправных действий в форме подстрекательства к ним.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. xx.xx.xxxx ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Часть 4 ст. 1 ГПК РФ указывает на то, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.
Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Данное дело рассмотрено судом в порядке особого производства по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц, уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ.
По делам о признании информации, размещенной на интернет - ресурсе, запрещенной информацией к распространению на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, размещенной на интернет - ресурсе, запрещенной информацией к распространению на территории Российской Фед