Номер дела | 2а-2065/2018 ~ М-676/2018 |
Дата суд акта | 15 июня 2018 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Жданов А. Ф. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | МИНЮСТ России |
Представитель истца | Гончаров И.В. |
Адм.дело __
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня2018г.г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г.Новосибирска
в с о с т а в е:
СудьиПащенко Т.А.
при секретареЧап О.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жданова А. Ф. к Минюсту России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Жданов А.Ф. обратился в суд с административным иском к Минюсту России, с учетом уточнений требований просил суд признать бездействие административного ответчика, выражающееся в непредставлении в установленный законом срок административному истцу ответа по существу поставленных в его обращении от xx.xx.xxxx. вопросов незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем предоставления административному истцу ответа по существу поставленных в его обращении вопросов.
В обоснование требований ссылается на то, xx.xx.xxxx административный истец предъявил в электронном виде административному ответчику обращение.
Обращение касалось вопроса об исполнении в пользу административного истца решения Европейского Суда по правам человека от xx.xx.xxxx по делу по жалобе Zhdanov v. Russia, (ApplicationNumber __).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В нарушение приведенных норм материального права административный ответчик в срок до xx.xx.xxxx письменного ответа административному истцу не предоставил. Административный истец не получил ответ на свое обращение от административного ответчика до настоящего времени.
Из этого следует, что бездействие административного ответчика, выражающееся в непредставлении административному истцу письменного ответа по существу поставленных в его обращении вопросов - подлежит признанию незаконным.
В судебном заседании административный истец Жданов А.Ф., его представитель Гончаров И.В. поддержали требования с учетом уточнений и доводы административного иска (л.д.1, 11), возражали против принятия в качестве доказательств всех представленных ответчиком документов, поскольку к ним не приложена копия диплома представителя о высшем юридическом образовании.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 15-16), ссылается на то, что xx.xx.xxxx г. Европейский Суд по правам человека вынес решение об исключении жалобы __ «Жданов против России» из списка подлежащих рассмотрению дел. Согласно названному решению российские власти обязаны были выплатить Жданову А.Ф. сумму компенсации причиненного вреда в размере 1 500 евро (переведенных в российские рубли по курсу Банка России на день оплаты) в течение трех месяцев с момента уведомления российских властей о принятом ЕСПЧ решении. Российские власти уведомлены о вынесенном решении xx.xx.xxxx г., соответственно, оно подлежало исполнению до xx.xx.xxxx г.
Европейский Суд, согласно своему Регламенту, самостоятельно информирует заявителей (их представителей) о вынесении постановлений и решений по жалобам и разъясняет необходимость направления в адрес Уполномоченного Российской Федерации.при.- Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации реквизитов банковских счетов заявителей для перечисления причитающихся сумм компенсаций.
xx.xx.xxxx. Жданов А.Ф. направил в Минюст России по электронной почте обращение с просьбой выплатить названную сумму компенсации согласно указанным им в данном обращении реквизитам банковского счета. Данное обращение снято с канала электронной связи и зарегистрировано в Минюсте России xx.xx.xxxx. в связи с государственными праздниками.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение гражданина должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (то есть до 8 февраля 2018 г.). Вместе с тем, ответ заявителю был дан Минюстом России письмом от xx.xx.xxxx г. (исх. __), то есть в течение 22 дней.
Поскольку обращение от Жданова А.Ф. поступило в Минюст России в форме электронного документа, ответ заявителю также дан в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в обращении. Согласно базе документооборота Минюста России отправка данного письма прошла успешно, оно было доставлено на электронный адрес заявителя.
Более того, xx.xx.xxxx. от Жданова А.Ф. по почте поступили оригинальные реквизиты его банковского счета, о необходимости представления которых ему разъяснено в названном письме Минюста России от xx.xx.xxxx г. (исх. __).
Согласно поступившим реквизитам банковского счета Жданова А.Ф. Минюстом России платежным поручением от xx.xx.xxxx __ перечислена причитающаяся заявителю по решению Европейского Суда по жалобе __ «Жданов против России» сумма компенсации в размере 105 923,43 руб. (1 500 евро, переведенных в российские рубли по курсу Банка России на день оплаты, с учетом процентов за задержку платежа, исчисленных за период со xx.xx.xxxx включительно).
Таким образом, обращение Жданова А.Ф. рассмотрено в установленные российским законодательством сроки, а причитающаяся заявителю сумма компенсации выплачена Минюстом России в полном объеме согласно представленным реквизитам банковского счета За задержку платежа, вызванную исполнением большого количества постановлений, заявителю начислены и выплачены проценты.
В связи с чем, представитель административного ответчика полагает, что административное исковое заявление Жданова А.Ф. об оспаривании бездействия Минюста России является явно необоснованным и подлежит отклонению.
Суд, выслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административный иск Жданова А.Ф. является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Судом установлено следующее:
xx.xx.xxxx Жданов А.Ф. посредством электронной почты направил в Минюст России обращение, в котором требовал обеспечить исполнение решения Европейского Суда по правам человека от xx.xx.xxxx. о выплате ему компенсации в размере 1 500 евро, указал реквизиты для перечисления денежных средств (л.д.21).
В связи с нерабочими праздничными днями обращение Жданова А.Ф. снято с канала электронной связи и зарегистрировано в Минюсте России xx.xx.xxxx г. (л.д. 21).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение гражданина должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Поскольку регистрация обращения Жданова А.Ф. произведена xx.xx.xxxx в первый рабочий день, срок дачи ответа на данное обращение – xx.xx.xxxx. (с учетом того, что xx.xx.xxxx. являлись выходными днями).
Как следует из представленных в материалы дела документов, ответ Жданову А.Ф.на его обращение от xx.xx.xxxx. дан Минюстом России xx.xx.xxxx г. (исх. __), то есть в течение установленного законом срока.
Из материалов дела следует, что ответ от xx.xx.xxxx. на обращение от xx.xx.xxxx. Минюстом России дан административному истцув электронном виде на адрес электронной почты, указанный в обращении, и направлен Жданову А.Ф. посредством электронной почты также xx.xx.xxxx., что в полной мере подтверждается представленными административным ответчиком распечаткой сведений о направлении письма посредством электронной почты, распечаткойкартотеки АУЕС, документов исходящих АУЕС (л.д. 23,24,24 оборот,26).
В судебном заседании судом по ходатайству административного истца обозревался электронный почтовый ящик Жданова А.Ф. на электронном носителе, где во входящих сообщениях за xx.xx.xxxx. отсутствовал ответ Минюста России. Однако, данный факт не может опровергать представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что из пояснений самого административного истца следует наличие возможности удаления входящих сообщений из почтового ящика.
Также факт направления Минюстом России ответа от xx.xx.xxxx. на сообщение Жданова А.Ф. от xx.xx.xxxx. также подтверждается тем, что как указывает ответчик, xx.xx.xxxx. от Жданова А.Ф. почтойв Минюст России поступили оригинальные реквизиты его банковского счета, о необходимости представления которых ему разъяснено в письме от xx.xx.xxxx., факт направления почтой реквизитов банковского счета в Минюст России подтвердил в судебном заседании сам истец..
Оценивая доводы административного истца, его представителя о невозможности принятия в качестве доказательств по делу представленных стороной ответчика документов в связи с тем, что к документам не приложена копия диплома представителя о высшем юридическом образовании, суд приходит к следующему.
Стороной административного истца не приведено фактических оснований не доверять представленным документам, из доводов истца следует, что возражения заявлены исходя из ч. 1 ст. 55 КАС РФ.
Однако, в данном случае суд полагает нецелесообразным ставить под сомнение представленные Минюстом России документы по одним лишь формальным основаниям, учитывая, что определение о принятии иска к производству и судебное извещение направлялись судом именно в адрес Минюста России, которым и представлен отзыв на иск с приложенными к нему документами, каких-либо оснований полагать, что данные документы представлены неуполномоченным лицом, вопреки воле административного ответчика, не имеется.
Более того, в случае непринятия представленных административным ответчиком документов, в деле не будет иметься доказательств, подтверждающих содержание обращения Жданова А.Ф. xx.xx.xxxx. в Минюст России (л.д. 21), поскольку данное обращение представлено ответчиком, из пояснений административного истца следует, что таких доказательств у него не имеется.
Учитывая, что обращение Жданова А.Ф. зарегистрировано в Минюсте России xx.xx.xxxx., ответ заявителю дан xx.xx.xxxx., то есть в установленный законом тридцатидневный срок, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Ждановым А.Ф. требований.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, основанием для признания действия (бездействия), решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действия, решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поэтому решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Кроме того, в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрена административного иска права адми