Номер дела | 2а-2008/2018 ~ М-1453/2018 |
Дата суд акта | 28 мая 2018 г. |
Категория гражданского дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов ... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Заельцовского района |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Государственное бюджетное учреждение здравоохранения НСО "Консультативно-диагностическая поликлиника № 27" |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения Новосибирской области |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ДИЗО по НСО |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент образования Мэрии г. Новосибирска |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МКДОУ г. Новосибирска Детский сад № 46 комбинированного вида "Зоренька" |
Представитель истца | Педрико О.А. |
Представитель ответчика | Хлудов Е.Ю. |
Представитель ответчика | Суровикин А.К. |
Представитель и+о? | Назарчук А.Н. |
Адм.дело __
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2018г.г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
СудьиПащенко Т.А.
при секретареЧап О.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заельцовского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, просит суд обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в МКДОУ д/с __ в соответствии с режимом работы образовательной организации.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Заельцовского района г.Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении г.Новосибирска «Детский сад __ комбинированного вида «Зоренька» (далее - МКДОУ д/с __) законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.
В ходе проверки установлено, что МКДОУ д/с __ имеет два корпуса, которые расположены по адресам: г. Новосибирск, ... и г. Новосибирск, ....
В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно положениям ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 __ ФЗ «Обосновах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон __) данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет в т.ч.: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских, организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.
Охрана здоровья граждан — системамерполитического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического(профилактического),характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1 ст. 4 Закона __).
Согласно п.п. 35 п. 10 Постановления Правительства НСО от 09.11.2015 №401-п «О министерстве здравоохранения Новосибирской области» министерство осуществляет полномочия по установлению условий прохождения медицинских осмотров несовершеннолетними, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Из п. 9 ч. 1 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к основным принципам охраны здоровья относится приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 __ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Из ст. 28, 34 Федерального закона от 29.12.2012 __ следует, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 __).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999 __ - ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 11.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года __ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.__ «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Согласно п. 19.3 СанПиН 2.4.1.__ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 __ (вместе с «СанПиН 2.4.1.__. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») ежедневно перед началом работы проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи. Результаты осмотра заносятся в журнал здоровья.
Не допускаются к работе в пищеблоке и в групповых ячейках к накрыванию на столы лица с ангинами, катаральными явлениями верхних дыхательных путей, гнойничковыми заболеваниями рук, заболевшие или при подозрении на инфекционные заболевания.
Установлено, что в МКДОУ д/с __ организован медицинский кабинет.
xx.xx.xxxx между МКДОУ д/с __ и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» (далее - ГБУЗ НСО «ККДП __») заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП __» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.
Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.
Из п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП __» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.
По мнению административного истца, ГБУЗ НСО «ККДП __» в полном объеме условия договора не выполняются - не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы МКДОУ д/с __ а именно сотрудник медицинской организации присутствует в образовательной организации 5 дней в неделю с 8 часов до 16 часов 12 минут при режиме работы образовательной организации 5 дней в неделю с7 часов до 19 часов.
Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.
Отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.
В судебном заседании представитель процессуального истца Педрико О.А. поддержала требования и доводы административного иска, дополнительно ссылается на то, что в штате образовательного учреждения не имеется медицинских работников, у образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Представители административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» Хлудов Е.Ю., Суровикин А.К. в судебном заседании требования прокурора Заельцовского района г.Новосибирска не признали, поддержали доводы письменных возражений на иск (л.д.81-87,142-145), в том числе ссылаются на то, что у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным административным иском, поскольку имеется возможность установить круг обучающихся в конкретном образовательном учреждении, их законных представителей, кроме того, само образовательное учреждение обладает правоспособностью.
Считают, что прокурором неверно истолкованы и применены нормы материального закона, что повлекло неправильное определение прокурором лица, ответственного за соблюдение требований санитарного законодательства, а также ответчика по делу.
Полагают, что административным истцом не приняты во внимание положения ч. 3 п.15 ст.28, ч.2 ст. 41, п.3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ».
В силу указанных норм материального права обязанность соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности лежит на соответствующей образовательной организации.
Нормы ст. ст. 28,34,41 ФЗ «Об образовании в РФ» определяют права обучающихся при нахождении в образовательном учреждении, однако, они не определяют лицо, ответственное за соответствующую деятельность, по соблюдению данных прав указанных лиц, в связи с чем, в данном случае подлежат применению соответствующие нормы закона, определяющее такое лицо.
Данное лицо определено ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ»,согласно которой, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями, а не ГБУЗ НСО «КДП __».
МКДОУ д/с __ не лишено возможности ввести в штат штатную единицу медицинской сестры и принять на данную должность медицинского работника.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен,направил в суд отзыв на иск (л.д. 55-57,88-90,95-97,141).
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусев Е.А, в судебном заседании указал, что считает исковые требования необоснованными, представил отзыв на иск, дополнительные пояснения по делу (л.д.59-62,159-162), ссылается на то, что заключение между образовательным учреждением и медицинской организацией соответствующего договора на оказание медицинских услуг является волеизъявлением сторон, которые действовали добровольно, в силу ст. ст. 1, 9 ГК РФ в своих интересах, по своему усмотрению, и заключили договор, согласившись с его условиями.
Объем, период и вид услуг оказываемых медицинской организацией установлен договором. В исковом заявлении прокурора района не приведены сведения о нарушении медицинской организацией обязательств из договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
Меры охраны здоровья, предусмотренные законом, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона __ ФЗ, возложена непосредственно на образовательное учреждение.
Так, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 __ (СанПин 2.4.1.__) в целях охраны здоровья детей, их полноценного воспитания, обучения и развития предусмотрены основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, обязанность по организации которых лежит на дошкольном учреждении.
Указанные мероприятия согласно требованиям Раздела XVIII СанПин 2.4.1.__ проводятся в дошкольных образовательных учреждениях только медицинскими работниками.
Ссылка истца на наличие договора с медицинской организацией не является надлежащим основанием к удовлетворению иска в этой части, поскольку согласно Разделу XVIII СанПин 2.4.1.__ вышеуказанные мероприятия по охране здоровья носят системный и постоянный характер в период пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, возможно обязать образовательное учреждение во исполнение требований главы XVIII СанПиН 2.4.1.__ посредством медицинского работника, включенного в штат, проводить медицинское обслуживание воспитанников по обеспечению и проведению основных гигиенических и противоэпидемический мероприятий в дошкольной организации. Наличие в штате детского сада медицинского работника позволит реально проводить работу, связанную с исполнением требований главы XVIII СанПиН 2.4.1.__, что само по себе, устранит выявленные нарушения, о которых указано истцом.
Исполнение указанных функций путем привлечения сторонней медицинской организации возможно только на основании гражданско-правового договора, добровольно заключенного его сторонами, на согласованных условиях.
Полагает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае будет являться заявление требования об изменении условий договора, заключенного между организациями, а не о возложении обязанности.
В соответствии с п.п.1,35 Положения о министерстве здравоохранения Новосибирской области (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 09.11.2015 г. __), в целях организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, Министерством здравоохранения Новосибирской области издан приказ __ от 25.05.2018 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственными медицинскими организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
В соответствии с настоящим приказом обязанность по обеспечению предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, в соответствии с графиком, утверждаемыми медицинскими организациями по результатам нормирования труда; неотложной первичной медико-санитарной помощи, посредством организации выездных форм обслуживания подразделениями неотложной медицинской помощи, а также по месту нахождения медицинской организации лежи на главном враче государственных медицинских организаций Новосибирской области.
Также на главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Станция скорой медицинской помощи» Большакову И.А. возложена обязанность обеспечить предоставление скорой медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, по фактам обращения образовательных учреждений.
Однако, указанные меры по охране здоровья несовершеннолетних обучающихся граждан не требуют постоянного нахождения медицинских работников в образовательной организации, так как действующее законодательство не обязывает медицинские организации оказывать первичную медико-санитарную помощь весь режим работы учреждения, путем непосредственного присутствия медицинского работника.
Министерство здравоохранения Новосибирской области исполнило требование ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», возложив на главных врачей медицинских организаций Новосибирской области обязанность по определению порядка оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
Остальные меры охраны здоровья, предусмотренные ч.1 ст. 41 указанного закона, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в силу ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возложена непосредственно на образовательное учреждение.
Указал, что до принятия Постановления Правительства Новосибирской области, проект которого представлен, руководителю ответчика осуществить нормирование труда медицинских работников в образовательных учреждениях не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица Департамента образования мэрии г.Новосибирска Назарчук А.Н. в судебном заседании указал, что согласен в полном объеме с заявленными требованиями, просил иск удовлетворить, поддержал доводы письменного отзыва (л.д. 78), в том числе ссылается на то, что в МКДОУ д/с __ организован медицинский кабинет, ГБУЗ НСО «ККДП __» должна вы