Номер дела 2а-2015/2018 ~ М-1460/2018
Дата суд акта 23 мая 2018 г.
Категория гражданского дела Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов ... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Государственное бюджетное учреждение здравоохранения НСО "Консультативно-диагностическая поликлиника № 27"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Министерство здравоохранения Новосибирской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МБОУ г. Новосибирска Гимназия № 9 им. Героя РФ Немыткина МЮ
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ДЗИО по НСО
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Департамент образования Мэрии г. Новосибирска
Представитель истца Педрико О.А.
Представитель ответчика Хлудов Е.Ю.
Представитель ответчика Суровикин А.К.
Представитель ответчика Назарчук А.Н.

Адм.дело __

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2018г.г. Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е:

СудьиПащенко Т.А.

при секретареЧап О.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заельцовского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, просит суд обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в МБОУ «Гимназия 39», в соответствии с режимом работы образовательной организации.

В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Гимназия __ им. Героя Российской Федерации Немыткина М. Ю.» (далее - МБОУ «Гимназия __») законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.

В ходе проверки установлено, что МБОУ «Гимназия __» имеет 2 корпуса, которые расположены по адресам: ...

В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно положениям ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 __ ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон __) данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет в т.ч.: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских,организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан — системамерполитического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического(профилактического),характера,осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1 ст. 4 Закона __).

Согласно п.п. 35 п. 10 Постановления Правительства НСО от 09.11.2015 №401-п «О министерстве здравоохранения Новосибирской области» министерство осуществляет полномочия по установлению условий прохождения медицинских осмотров несовершеннолетними, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

Из п. 9 ч. 1 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к основным принципам охраны здоровья относится приоритет охраны здоровья детей.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 __ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Из ст. 28, 34 Федерального закона от 29.12.2012 __ следует, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 __).

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999 __ - ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 11.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года __ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.__ «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

Установлено, что в корпусах МБОУ «Гимназия __» организованы медицинские кабинеты.

xx.xx.xxxx между МБОУ «Гимназия __» и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» (далее - ГБУЗ НСО «ККДП __») заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП __» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.

Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.

Из п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП __» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.

По мнению административного истца, ГБУЗ НСО «ККДП __» в полном объеме условия договора не выполняются - не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы МБОУ «Гимназия __», а именно сотрудник медицинской организации присутствует в корпусе образовательной организации расположенном по адресу: ..., ... пять дней в неделю с 16 часов 12 минут до 19 часов, в корпусе расположенном по адресу: г. Новосибирск, ... дней в неделю с 08 часов до 16 часов 12 минут при режиме работы образовательной организации 6 дней в неделю с 8 часов до 19 часов (г. Новосибирск, ...) и 6 дней в неделю с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут (г.Новосибирск, ...).

Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.

Отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.

В судебном заседании представитель процессуального истца Педрико О.А. поддержала требования и доводы административного иска, дополнительно ссылается на то, что в штате образовательного учреждения не имеется медицинских работников, у образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Представители административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» Хлудов Е.Ю., Суровикин А.К. в судебном заседании требования прокурора Заельцовского района г.Новосибирска не признали, поддержали доводы отзыва на иск (л.д.90-96), в том числе ссылаются на то, что у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным административным иском, поскольку имеется возможность установить круг обучающихся в конкретном образовательном учреждении, их законных представителей, кроме того, само образовательное учреждение обладает правоспособностью.

Считают, что прокурором неверно истолкованы и применены нормы материального закона, что повлекло неправильное определение прокурором лица, ответственного за соблюдение требований санитарного законодательства, а также ответчика по делу.

Полагают, что административным истцом не приняты во внимание положения ч. 3 п.15 ст.28, ч.2 ст. 41, п.3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ».

В силу указанных норм материального права обязанность соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности лежит на соответствующей образовательной организации.

Нормы ст. ст. 28,34,41 ФЗ «Об образовании в РФ» определяют права обучающихся при нахождении в образовательном учреждении, однако, они не определяют лицо, ответственное за соответствующую деятельность, по соблюдению данных прав указанных лиц, в связи с чем, в данном случае подлежат применению соответствующие нормы закона, определяющее такое лицо.

Данное лицо определено ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ»,согласно которой, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями, а не ГБУЗ НСО «КДП __».

МБОУ Гимназия __ не лишена возможности ввести в штат штатную единицу медицинской сестры и принять на данную должность медицинского работника.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен,направил в суд отзыв на иск (л.д. 68-70,156).

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд отзыв на иск (л.д.83-86,157), в котором указал, что считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

Ссылается на то, что заключение между образовательным учреждением и медицинской организацией соответствующего договора на оказание медицинских услуг является волеизъявлением сторон, которые действовали добровольно, в силу ст. ст. 1, 9 ГК РФ в своих интересах, по своему усмотрению, и заключили договор, согласившись с его условиями.

Объем, период и вид услуг оказываемых медицинской организацией установлен договором. В исковом заявлении прокурора района не приведены сведения о нарушении медицинской организацией обязательств из договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.

Меры охраны здоровья, предусмотренные законом, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона __ ФЗ, возложена непосредственно на образовательное учреждение.

Так, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 __ (СанПин 2.4.1.__) в целях охраны здоровья детей, их полноценного воспитания, обучения и развития предусмотрены основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, обязанность по организации которых лежит на дошкольном учреждении.

Указанные мероприятия согласно требованиям Раздела XVIII СанПин 2.4.1.__ проводятся в дошкольных образовательных учреждениях только медицинскими работниками.

Ссылка истца на наличие договора с медицинской организацией не является надлежащим основанием к удовлетворению иска в этой части, поскольку согласно Разделу XVIII СанПин 2.4.1.__ вышеуказанные мероприятия по охране здоровья носят системный и постоянный характер в период пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом,возможно обязать образовательное учреждение во исполнение требований главы XVIII СанПиН 2.4.1.__ посредством медицинского работника, включенного в штат, проводить медицинское обслуживание воспитанников по обеспечению и проведению основных гигиенических и противоэпидемический мероприятий в дошкольной организации. Наличие в штате детского сада медицинского работника позволит реально проводить работу, связанную с исполнением требований главы XVIII СанПиН 2.4.1.__, что само по себе, устранит выявленные нарушения, о которых указано истцом.

Исполнение указанных функций путем привлечения сторонней медицинской организации возможно только на основании гражданско-правового договора, добровольно заключенного его сторонами, на согласованных условиях.

Полагает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае будет являться заявление требования об изменении условий договора, заключенного между организациями, а не о возложении обязанности.

Представитель заинтересованного лица Департамента образования мэрии г.НовосибирскаНазарчук А.Н. в судебном заседании указал, что согласен в полном объеме с заявленными требованиями, просил иск удовлетворить, поддержал доводы письменного отзыва (л.д.164-165), в том числе ссылается на то, что в МБОУ Гимназия __ организован медицинский кабинет, ГБУЗ НСО «ККДП __» должна выполнить возложенную на нее обязанность, предусмотренную ч.3 ст.41 ФЗ «Об образовании РФ». В настоящее время в штате образовательных организаций отсутствуют единицы медицинских сотрудников в связи с их исключением, о чем имеется письмо Минздрава НСО от 26.04.2017г..

Представитель заинтересованного лица МБОУ «Гимназия __» в судебное заседание не явился, извещен (л.д.158).

Суд, выслушав представителя процессуального истца Педрико О.А., представителей административного ответчика ГБУЗ НСО «ККДП __» Хлудова Е.Ю., Суровикина А.К., представителя заинтересованного лица Департамента образования мэрии г.Новосибирска Назарчука А.Н., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административный иск прокурора Заельцовского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет охраны здоровья детей.

Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных на