Номер дела | 2а-2015/2018 ~ М-1460/2018 |
Дата суд акта | 23 мая 2018 г. |
Категория гражданского дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов ... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Государственное бюджетное учреждение здравоохранения НСО "Консультативно-диагностическая поликлиника № 27" |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения Новосибирской области |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МБОУ г. Новосибирска Гимназия № 9 им. Героя РФ Немыткина МЮ |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ДЗИО по НСО |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент образования Мэрии г. Новосибирска |
Представитель истца | Педрико О.А. |
Представитель ответчика | Хлудов Е.Ю. |
Представитель ответчика | Суровикин А.К. |
Представитель ответчика | Назарчук А.Н. |
Адм.дело __
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2018г.г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
СудьиПащенко Т.А.
при секретареЧап О.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заельцовского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, просит суд обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в МБОУ «Гимназия 39», в соответствии с режимом работы образовательной организации.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Гимназия __ им. Героя Российской Федерации Немыткина М. Ю.» (далее - МБОУ «Гимназия __») законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «Гимназия __» имеет 2 корпуса, которые расположены по адресам: ...
В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно положениям ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 __ ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон __) данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет в т.ч.: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских,организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.
Охрана здоровья граждан — системамерполитического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического(профилактического),характера,осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1 ст. 4 Закона __).
Согласно п.п. 35 п. 10 Постановления Правительства НСО от 09.11.2015 №401-п «О министерстве здравоохранения Новосибирской области» министерство осуществляет полномочия по установлению условий прохождения медицинских осмотров несовершеннолетними, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Из п. 9 ч. 1 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к основным принципам охраны здоровья относится приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 __ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Из ст. 28, 34 Федерального закона от 29.12.2012 __ следует, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 __).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999 __ - ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 11.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года __ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.__ «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Установлено, что в корпусах МБОУ «Гимназия __» организованы медицинские кабинеты.
xx.xx.xxxx между МБОУ «Гимназия __» и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» (далее - ГБУЗ НСО «ККДП __») заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП __» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.
Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.
Из п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП __» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.
По мнению административного истца, ГБУЗ НСО «ККДП __» в полном объеме условия договора не выполняются - не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы МБОУ «Гимназия __», а именно сотрудник медицинской организации присутствует в корпусе образовательной организации расположенном по адресу: ..., ... пять дней в неделю с 16 часов 12 минут до 19 часов, в корпусе расположенном по адресу: г. Новосибирск, ... дней в неделю с 08 часов до 16 часов 12 минут при режиме работы образовательной организации 6 дней в неделю с 8 часов до 19 часов (г. Новосибирск, ...) и 6 дней в неделю с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут (г.Новосибирск, ...).
Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.
Отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.
В судебном заседании представитель процессуального истца Педрико О.А. поддержала требования и доводы административного иска, дополнительно ссылается на то, что в штате образовательного учреждения не имеется медицинских работников, у образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Представители административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника __» Хлудов Е.Ю., Суровикин А.К. в судебном заседании требования прокурора Заельцовского района г.Новосибирска не признали, поддержали доводы отзыва на иск (л.д.90-96), в том числе ссылаются на то, что у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с указанным административным иском, поскольку имеется возможность установить круг обучающихся в конкретном образовательном учреждении, их законных представителей, кроме того, само образовательное учреждение обладает правоспособностью.
Считают, что прокурором неверно истолкованы и применены нормы материального закона, что повлекло неправильное определение прокурором лица, ответственного за соблюдение требований санитарного законодательства, а также ответчика по делу.
Полагают, что административным истцом не приняты во внимание положения ч. 3 п.15 ст.28, ч.2 ст. 41, п.3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ».
В силу указанных норм материального права обязанность соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности лежит на соответствующей образовательной организации.
Нормы ст. ст. 28,34,41 ФЗ «Об образовании в РФ» определяют права обучающихся при нахождении в образовательном учреждении, однако, они не определяют лицо, ответственное за соответствующую деятельность, по соблюдению данных прав указанных лиц, в связи с чем, в данном случае подлежат применению соответствующие нормы закона, определяющее такое лицо.
Данное лицо определено ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ»,согласно которой, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями, а не ГБУЗ НСО «КДП __».
МБОУ Гимназия __ не лишена возможности ввести в штат штатную единицу медицинской сестры и принять на данную должность медицинского работника.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен,направил в суд отзыв на иск (л.д. 68-70,156).
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд отзыв на иск (л.д.83-86,157), в котором указал, что считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
Ссылается на то, что заключение между образовательным учреждением и медицинской организацией соответствующего договора на оказание медицинских услуг является волеизъявлением сторон, которые действовали добровольно, в силу ст. ст. 1, 9 ГК РФ в своих интересах, по своему усмотрению, и заключили договор, согласившись с его условиями.
Объем, период и вид услуг оказываемых медицинской организацией установлен договором. В исковом заявлении прокурора района не приведены сведения о нарушении медицинской организацией обязательств из договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.
Меры охраны здоровья, предусмотренные законом, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона __ ФЗ, возложена непосредственно на образовательное учреждение.
Так, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 __ (СанПин 2.4.1.__) в целях охраны здоровья детей, их полноценного воспитания, обучения и развития предусмотрены основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, обязанность по организации которых лежит на дошкольном учреждении.
Указанные мероприятия согласно требованиям Раздела XVIII СанПин 2.4.1.__ проводятся в дошкольных образовательных учреждениях только медицинскими работниками.
Ссылка истца на наличие договора с медицинской организацией не является надлежащим основанием к удовлетворению иска в этой части, поскольку согласно Разделу XVIII СанПин 2.4.1.__ вышеуказанные мероприятия по охране здоровья носят системный и постоянный характер в период пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом,возможно обязать образовательное учреждение во исполнение требований главы XVIII СанПиН 2.4.1.__ посредством медицинского работника, включенного в штат, проводить медицинское обслуживание воспитанников по обеспечению и проведению основных гигиенических и противоэпидемический мероприятий в дошкольной организации. Наличие в штате детского сада медицинского работника позволит реально проводить работу, связанную с исполнением требований главы XVIII СанПиН 2.4.1.__, что само по себе, устранит выявленные нарушения, о которых указано истцом.
Исполнение указанных функций путем привлечения сторонней медицинской организации возможно только на основании гражданско-правового договора, добровольно заключенного его сторонами, на согласованных условиях.
Полагает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае будет являться заявление требования об изменении условий договора, заключенного между организациями, а не о возложении обязанности.
Представитель заинтересованного лица Департамента образования мэрии г.НовосибирскаНазарчук А.Н. в судебном заседании указал, что согласен в полном объеме с заявленными требованиями, просил иск удовлетворить, поддержал доводы письменного отзыва (л.д.164-165), в том числе ссылается на то, что в МБОУ Гимназия __ организован медицинский кабинет, ГБУЗ НСО «ККДП __» должна выполнить возложенную на нее обязанность, предусмотренную ч.3 ст.41 ФЗ «Об образовании РФ». В настоящее время в штате образовательных организаций отсутствуют единицы медицинских сотрудников в связи с их исключением, о чем имеется письмо Минздрава НСО от 26.04.2017г..
Представитель заинтересованного лица МБОУ «Гимназия __» в судебное заседание не явился, извещен (л.д.158).
Суд, выслушав представителя процессуального истца Педрико О.А., представителей административного ответчика ГБУЗ НСО «ККДП __» Хлудова Е.Ю., Суровикина А.К., представителя заинтересованного лица Департамента образования мэрии г.Новосибирска Назарчука А.Н., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административный иск прокурора Заельцовского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет охраны здоровья детей.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных на