Номер дела 2-724/2014 (2-7108/2013;) ~ М-5954/2013
Дата суд акта 24 февраля 2014 г.
Категория гражданского дела Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Коптенкова Т. А.
ОТВЕТЧИК Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Новосибирска
Представитель ответчика Тымчук В.С.

Дело № 2-724/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2014 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Митрофановой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Шабановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коптенковой Тамары Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Коптенкова Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска о включении в стаж работы периодов нахождения ее в административных отпусках по инициативе работника, на курсах повышения квалификации, в должности заведующей здравпунктом, фельдшера здравпункта, заведующей здравпунктом-фельдшером, обязании ответчика досрочно назначить трудовую пенсию, с даты обращения.

Свой иск мотивировала тем, что 18 июня 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением от 27 июня 2013 года № 038166 в удовлетворении ее заявления отказано по мотиву недостаточности специального медицинского стажа. По выводам ответчика, этот стаж составил 7 лет 11 месяцев 28 дней при требуемом 30 лет. К этим выводам ответчик пришел, поскольку не засчитал в специальный медицинский стаж периоды нахождения ее в административных отпусках по инициативе работника, на курсах повышения квалификации, нахождения ее в должности заведующей здравпунктом в «Городской поликлинике № 26», в должности фельдшера здравпункта в Некоммерческой организации фонда развития и оказания специализированной медицинской помощи «Медсанчасть № 168», в должности заведующей здравпунктом – фельдшер в ООО «Астра-Мед». Решение о незачете этих периодов незаконно. Повышение квалификации является выполнением служебных обязанностей, поскольку медицинский работник обязан повышать квалификацию. В оспариваемые периоды она работала в МБУЗ г. Новосибирска «Городская поликлиника № 26» в должности заведующей здравпунктом, заведующей фельдшерским здравпунктом, медицинской сестрой инфекционного кабинета. Данные должности относятся к среднему медицинскому персоналу, который имеет право на пенсию за выслугу лет. Ее работа в ООО «Астра-Мед» и в «Медсанчасть № 168» не отличалась от деятельности, которую выполняют медицинские работники в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании истица Коптенкова Т.А. доводы иска поддержала.

Представитель ответчика – УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Новосибирска - Тымчук В.С. против удовлетворения иска возражала, в представленном отзыве указала, что ныне действующим законодательством возможность включения в специальный медицинский стаж периодов нахождения в административных отпусках по инициативе работника и на курсах повышения квалификации, не предусмотрена. Должность заведующей здравпунктом, должность заведующего здравпунктом-фельдшер и должность фельдшера здравпункта не предусмотрены соответствующими Списками должностей.

Суд, выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что истице Коптенковой Т.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с незачетом в специальный медицинский стаж следующих периодов:

- нахождения в административных отпусках по инициативе работника, поскольку они не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 – с 30.04.1984 года, с 22.06.1984 года по 05.07.1984 года, с 16.01.1985 года по 15.02.1985 года, с 15.08.1985 года по 24.08.1985 года, с 19.09.1985 года по 23.09.1985 года, с 11.08.1986 года по 17.08.1986 года, с 03.08.1987 года по 08.08.1987 года, с 19.12.1989 года по 30.12.1989 года, с 06.08.1990 года по 19.08.1990 года, с 20.08.1990 года по 31.08.1990 года, с 05.08.1991 года по 20.08.1991 года, с 08.08.1993 года по 24.08.1993 года, с 08.08.1994 года по 25.08.1994 года, с 14.08.1995 года по 31.08.1995 года, с 07.08.1996 года по 20.08.1996 года, с 12.08.1997 года по 27.08.1997 года, с 16.08.1998 года по 31.08.1998 года, с 16.08.1999 года по 31.08.1999 года, с 14.08.2000 года по 27.08.2000 года, с 20.08.2001 года по 31.08.2001 года, с 26.08.2001 года по 31.08.2012 года;

- нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, поскольку они не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 – с 22.11.1993 года по 24.12.1993 года, с 15.03.1999 года по 14.04.1999 года, с 20.05.2004 года по 19.06.2004 года;

- с 05.07.1987 года по 02.08.1987 года, с 09.08.1987 года по 18.12.1989 года, с 31.12.1989 года по 05.08.1990 года, с 01.09.1990 года по 04.08.1991 года, с 21.08.1991 года по 07.08.1993 года, с 25.08.1993 года по 21.11.1993 года, с 25.12.1993 года по 07.08.1994 года, с 26.08.1994 года по 13.08.1995 года, с 01.09.1995 года по 06.08.1996 года, с 21.08.1996 года по 11.08.1997 года, с 28.08.1997 года по 15.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 14.03.1999 года, с 15.04.1999 года по 15.08.1999 года, с 01.09.199 года по 31.10.1999 года в должности заведующей здравпунктом в «Городской поликлинике № 26», так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров от 06.09.1991 года № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, должность заведующая здравпунктом не предусмотрена;

- с 14.08.2007 года по 18.06.2013 года в должности заведующего здравпунктом-фельдшер в ООО «Астра-Мед» и с 01.11.2002 года по 19.05.2004 года, с 20.06.2004 года по 13.08.2007 года в штатной должности фельдшера здравпункта в Некоммерческой организации фонда развития и оказания специализированной медицинской помощи «Медсанчасть № 168», так как Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 Общество с ограниченной ответственностью и Некоммерческая организация не предусмотрены.

По мнению суда, ответчик обоснованно исключил из стажа работы истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, административные отпуска по инициативе работника, поскольку они не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Оценивая обоснованность отказа пенсионного органа зачесть в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации суд учитывает, что согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы медицинским работником (статья 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.

Из представленных истицей документов усматривается, что она с 05.07.1987 года по 02.08.1987 года, с 09.08.1987 года по 18.12.1989 года, с 31.12.1989 года по 05.08.1990 года, с 01.09.1990 года по 04.08.1991 года, с 21.08.1991 года по 07.08.1993 года, с 25.08.1993 года по 21.11.1993 года, с 25.12.1993 года по 07.08.1994 года, с 26.08.1994 года по 13.08.1995 года, с 01.09.1995 года по 06.08.1996 года, с 21.08.1996 года по 11.08.1997 года, с 28.08.1997 года по 15.08.1998 года, с 01.09.1998 года по 14.03.1999 года, с 15.04.1999 года по 15.08.1999 года, с 01.09.1999 года по 31.10.1999 года работала заведующей здравпунктом в «Городской поликлинике № 26».

с 01.11.2002 года по 19.05.2004 года, с 20.06.2004 года по 13.08.2007 года истица трудилась в штатной должности фельдшера здравпункта в Некоммерческой организации фонда развития и оказания специализированной медицинской помощи «Медсанчасть № 168».

С 14.08.2007 года по 18.06.2013 года истица работала в должности заведующего здравпунктом-фельдшер в ООО «Астра-Мед».

В оспариваемые периоды Коптенкова Т.А. работала в «Городской поликлинике № 26» г. Новосибирска в должности заведующей здравпунктом (с 05.07.1987 года), заведующей фельдшерским здравпунктом (с 01.11.1999 года), медицинской сестрой инфекционного кабинета (с 03.01.2002 года). Указанные должности относятся к среднему медицинскому персоналу.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеет право на пенсию за выслугу лет.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер, медицинским пунктом – медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.По мнению суда, работа истицы в ООО «Астра-Мед» и Некоммерческой организации фонда развития и оказания специализированной медицинской помощи «Медсанчасть № 168», не отличалась от деятельности, которую выполняют медицинские работники в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Более того, данные учреждения оказывают медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию, требование к которой одинаковы для всех учреждений, независимо от организационной формы их устройства.

В соответствии с разъяснением, данным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа. Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Коптенкова Т.А. являясь заведующей здравпунктом в «Городской поликлинике № 26», заведующей здравпунктом-фельдшер в ООО «Астра-Мед», фельдшером здравпункта в «Медсанчасть № 168», относилась к среднему медперсоналу, то есть ее должность предусматривалась действующим Списком должностей.

При условии включения указанных выше периодов в специальный медицинский стаж истицы (с учетом зачтенного пенсионным органом стажа 7 лет 22 мес. 28 дней), истица будет иметь право на досрочную трудовую пенсию, в связи с чем, отказ в назначении пенсии является незаконным.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть трудовой пенсии).

Как указал Верховный Суд в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Судом установлено, что заявление о назначении пенсии было подано истицей 19.06.2013 года, в связи с чем, с этого дня Коптенковой Т.А. должна быть назначена пенсия, поскольку все необходимые документы были ею представлены ответчику в установленный срок.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд