Номер дела 2-1770/2014 ~ М-922/2014
Дата суд акта 12 августа 2014 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Аникович К. Е.
ИСТЕЦ Аникович В. Н.
ОТВЕТЧИК ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Управление Федеральной службы госуарственной регистрации, кадапстра и картографии по НСО
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Росимущесьтво
Представитель и+о? Чарыков А.А.
Представитель ответчика Трофимов Д.А.
Представитель и+о? Рахвалова Д.О.
Представитель ответчика Молчанова Е.П.

Дело № 2-1770/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2014 года г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Посуховой Н.П.

С участием прокурора Каракуловой Я.В.

При секретаре Лозовой С.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску про-курора Калининского района г. Новосибирска в интересах Чарыкова Артема Андреевича к администрации Калининского района г. Новосибирска, мэрии города Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области о признании незаконными действий, об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Прокурор Калининского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах Чарыкова А.А к администрации Калининского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области, в котором просит признать незаконными действия администрации Калининского района по закреплению приказом от 22.11.2005г. № за Чарыковым А.А. помещения по адресу: <адрес>.; обязать мэрию г. Новосибирска и Министерство социального развития Новосибирской области предоставить Чарыкову А.А. вне очереди жилое помещение на основании договора социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м. В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой Калининского района г. Новосибирска проведена проверка по обращению Чарыкова А.А. о нарушении его жилищных прав, который является сиротой с 2005г. В период с 11.05.2006г. по 30.08.2006г. Чарыков А.А. находился в МБОУ <данные изъяты>» и по 23.06.2009г. обучался в ОГОУ НПО <данные изъяты>». С 2009г. по настоящее время истец проживает в комнате <адрес>, правом пользования которой также обладает его сестра и её несовершеннолетний ребенок. В оспариваемом приказе администрации Калининского района от 22.11.2005г. № не содержится указания на номер комнаты, которая была закреплена за несовершеннолетним Чарыковым А.А. Истец в период нахождения его на государственном обеспечении должен был признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений и после выпуска из училища – обеспечен вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Комната, в которой проживает Чарыков А.А., имеет площадь 13 кв.м, с учетом права пользования указанной комнатой сестры Чарыкова А.А., он является обеспеченным жильем менее учетной нормы, что являлось основанием для признания последнего нуждающимся в предоставлении жилого помещения еще при определении его в учреждение для детей-сирот.

16.07.2014г. прокурор Калининского района г. Новосибирска изменил исковые требования (л.д.44-46), заявив требования к администрации Калининского района г. Новосибирска об оспаривании бездействия по непринятии мер по постановке Чарыкова А.А. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента закрепления за ним жилого помещения по адресу: <адрес> о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, о признании незаконным приказа главы администрации Калининского района г. Новоси-бирска от 11.06.2014г. № , об обязании включить Чарыкова А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; мэрию г. Новосибирска и Министерство социального развития Новосибирской области привлечены в качестве третьих лиц. В обоснование заявленного иска прокурор Калинин-ского района г. Новосибирска указал, что в 2005 году администрация Кали-нинского района г. Новосибирска грубо нарушила права Чарыкова А.А. и в момент определения его в учреждение для детей-сирот, не признав нуждаю-щимся в предоставлении жилых помещений. В мае 2014 года Чарыкова А.А. обратился в администрацию Калининского района г. Новосибирска для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На основании акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, решением межведомственной комиссии установлен факт невозможности проживания Чарыкова А.А. в данном помещении. Однако, приказом главы администрации Калининского района г. Новосибирска от 11.06.2014г. № Чарыкову А.А. было отказано во включении в вышеуказанный список на основании того, что он при достижении возраста 23 лет перестал относиться к категории лиц, подлежащих включению в данный список. Вместе с тем, в силу ч.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования и обоснование иска поддержала, просит признать незаконным бездействие администрации Калининского района г. Новосибирска по непринятию мер по постановке Чарыкова А.А. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента закрепления за ним жилого помещения, признав его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Пояснила, что до помещения в детский дом № администрация Калининского района г. Но-восибирска являлась законным представителем Чарыкова А.А. и должна была его поставить на учет, как нуждающегося, однако этого сделано не было. Чарыков А.А. находился на обеспечении детского дома с 2005 года, затем обучался в <данные изъяты>. Сам Чарыков А.А. в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался. Считает, что Чарыков А.А. должен был быть обеспечен жильем вне очереди после окончания обучения в <данные изъяты>, в июне 2009 года. Комната в общежитии предоставлялась родителям Чарыкова А.А.

Истец Чарыков А.А. заявленный иск прокурора Калининского района г. Новосибирска и его обоснование поддержал. Пояснил в судебном заседании, что в период обучения в <данные изъяты>, он жил в общежитии училища. После его окончания он не знал, что имеет право на предоставление жилого помещения, об этом ему детским домом не разъяснялось. В конце 2013 года или в 2012 году, точно не помнит, он обратился к начальнику отдела опеки попечительства администрации Калининского района г. Новосибирска ФИО 1. по вопросу о праве на жилое помещение, на что ему сообщили, что права на жилое помещение он не имеет. В последующем третьи лица ему посоветовали обратиться к юристу, затем в прокуратуру.

Представитель ответчика – администрации Калининского района г. Новосибирска, Трофимов Д.А., действующий по доверенности от 09.01.2014г. сроком по 31.12.2014г. (л.д.27), исковые требования не признал, представил письменные объяснения по иску (л.д.43). Считает, что поскольку Чарыков А.А. являлся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, то на момент издания приказа от 22.11.2005г. № он не имел права на обеспечение вне очереди жилой площадью на основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей на тот период.

Представитель третьего лица - мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом лично (справочный лист), ранее представил письменные объяснения по иску (л.д.23), просит о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.61).

В судебном заседании представитель третьего лица – министерства социального развития Новосибирской области, Рахвалова Д.О., действующая по доверенности № от 21.04.2014г. сроком по 31.12.2014г. (л.д.37), согласна с иском в части включения Чарыкова А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в остальной части считает, что удовлетворение требований не имеет правового значения. Поддержала представленные письменные объяснения по иску (л.д.39-42,63-65).

Выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, третьего лица - министерства социального развития Новосибирской области, изучив письменные объяснения, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу, что заявленный иск прокурора Калининского района г. Новосибирска в интересах Чарыкова А.А. обоснован и подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в пункте 25, разъясняется, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Заявляя требование об оспаривании бездействия администрации Калининского района г. Новосибирска по непринятию мер по постановке Чарыкова А.А. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента закрепления за ним жилого помещения по адресу: <адрес>, прокурор Калининского района г. Новосибирска ссылается на то, что в 2005 году администрация Калининского района г. Новосибирска в момент определения Чарыкова А.А. в учреждение для детей-сирот не признала нуждающимся в предоставлении жилых помещений, чем грубо нарушила права последнего.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ (в редакции на 01.03.2005г.), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Между тем, исходя из положений ст.56 ГПК РФ, прокурором не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что на администрацию Калининского района г. Новосибирска, как на орган опеки и попечительства, на момент определения Чарыкова А.А. в учреждение для детей-сирот, то есть на 22.11.2005г. (л.д.11), возлагалась обязанность по принятию мер по его постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ст.256 ГПК РФ указано, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (часть 1); пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 2).

Как пояснил сам Чарыков А.А. в судебном заседании, начальником отдела опеки и попечительства Калининского района г. Новосибирска Молчановой Е.П. в конце 2013 года или в 2012 году, точно не помнит, сообщено, что права на жилое помещение он не имеет.

По утверждению представителя ответчика в суде, начальник отдела опеки и попечительства Калининского района г. Новосибирска Молчанова Е.П. уволилась в июне 2012 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что Чарыкову А.А. с июня 2012 года было достоверно известно о нарушении его жилищных прав, что предоставляло ему возможность обжалования бездействия ответчика.

По правилам ст.112 ГПК РФ пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен судом по заявлению заинтересованного лица лишь при наличии уважительных причин пропуска этого срока.

Поскольку Чарыков А.А. заявления о восстановлении пропущенного срока не представил, не ссылался на наличие каких-либо уважительных причин, препятствующих своевременно - в законный срок обратиться за судебной защитой, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд пропущен без уважительных причин.

Судом установлено, что Чарыков А.А., достигнув совершеннолетия 26.01.2008г., с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждаю-щихся в жилых помещениях не обращался, соответственно, администрацией Калининского района г. Новосибирска не принималось решения об отказе в принятии его на учет, которое согласно ч.3 ст.54 ЖК РФ, может быть обжаловано им в судебном порядке.

При таком положении, суд пришел к выводу об отказе в удовлетво-рении иска прокурора об оспаривании бездействия администрации Калинин-ского района г. Новосибирска в интересах Чарыкова А.А. по постановке его на учет нуждающимся в предоставлении жилого помещения и о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О допол-нительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей" определены категории лиц, имеющие право на дополнительную социальную защиту государства, так, дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Согласно п.1 ст.8 вышеназванного Федерального закона (в редакции закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) указывалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Приказом администрации Калининского района г. Новосибирска от 22.11.2005г. № (л.д.11), в связи со смертью родителей: матери Матвеевой Е.Г. и отца Чарыкова А.А., несовершеннолетний Чарыков А.А., 26.01.1990г. рождения (л.д.17), находящийся в <данные изъяты> определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; копия данного направлена в муниципальные учреждения для сохранения за несовершеннолетним Чарыковым А.А. жилья по ул. Спасская,22 общ., в течение всего времени пребывания его в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На л.д.8,9 имеются копии свидетельств о смерти, из которых следует, что ФИО 2 умер 20.08.2004г., ФИО 3 – 14.08.2005г.

Сообщением администрации Калининского района г. Новосибирска от 04.03.2014г. (л.д.15) подтверждается, что Чарыков А.А. с 11.05.2006г. по 30.08.2006г. находился в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме № приказом администрации Калининского района г. Новосибирска от 22.11.2005г. № (л.д.11) за ним сохранялось жилое помещение по адресу: <адрес> (общежитие).

Копией сообщения детского дома № от 26.02.2014г. № (л.д.14) также подтверждается, что Чарыков А.А. находился на полном государст-венном обеспечении и воспитывался в данном учреждении в период с 11.05.2006г. по 30