Номер дела 11-71/2013
Дата суд акта 9 декабря 2013 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу
ИСТЕЦ УПФР в Калининском районе г.Новосибирска
ОТВЕТЧИК Монаенков Н. И.
ОТВЕТЧИК И
Представитель и+о? Яровая И.В.

Дело № 2(2)-216/2013г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2013 года г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Емельяновой В.О.

При секретаре Коневой И.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Монаенкова Николая Ивановича на решение мирового судьи 6-го судебного участка Калининского района г. Новосибирска от 28 мая 2013г. по гражданскому делу по иску УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска к Монаенкову Николаю Ивановичу о взыскании страховых взносов,

у с т а н о в и л :

УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска обратилось в суд с иском к Монаенкову Н.И. о взыскании страховых взносов. В иске указали, что Монаенков Н.И. являясь адвокатом, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Он обязан был уплатить страховые взносы по указанным видам обязательного страхования за 2010 год до 31 декабря 2010г. В связи с неуплатой страховых взносов в установленные сроки, ему направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 06 мая 2011г. № о задолженности по страховым взносам и пеням за 2010г. Указанная в требовании сумма уплачена не была. Решением мирового судьи исковые требования УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска были удовлетворены полностью, а именно: с Монаенкова Н.И. в пользу Управления Пенсионного Фонда РФ в Калининском районе г. Новосибирска взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере ., недоимка на обязательное медицинское страхование коп., в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования коп., пени в Пенсионный фонд на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии ., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере коп., пени в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере коп. В доход местного бюджета с Монаенкова Н.И. взыскана государственная пошлина в сумме руб.

С указанным решением не согласился ответчик Монаенков Н.И., подав апелляционную жалобу.

В своей апелляционной жалобе Монаенков Н.И. просит решение мирового судьи от 28 мая 2013 года отменить, в связи с тем, что он является пенсионером МВД РФ, ему была назначена пенсия по выслуге лет, в соответствии с Федеральным Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то есть никакого отношения к Пенсионному фонду он не имеет. В оспариваемом решении в качестве основания удовлетворения исковых требований указано на то, что законодателем установлен правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплачиваемых страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства послужившие основанием для освобождения адвокатов-военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ, устранены. Данный вывод был сделан на основании Федерального Закон от 22.07.2008г № 156 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Он не хочет реализовывать предоставленное ему право, хотя и достиг пенсионного возраста по старости. Считает, что предоставленное ему право не может быть обременено какими-либо обязанностями.

Оппонентом УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска были поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д.117-120), из которых следует, что обязательное пенсионное страхование охватывает лиц, работающих по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающих себя работой. Возникающие в связи с этим общественные отношения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а назначение и выплата страхового обеспечения регламентируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как неоднократно указывает в своих решениях Конституционный Суд РФ, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции РФ; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 24 мая 2005 года № 223-0 от 29 сентября 2011 года № 1179-0-0 и от 25 января 2012 года № 226-0-0). Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов, и исходя из обязанности гарантировать всем лицам, уплачивающим страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, независимо от выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению федеральный законодатель предусмотрел для лиц, получающих пенсии по Закону РФ от 12.02.1993 № № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). При этом размер трудовых пенсий застрахованных лиц, включая адвокатов, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15 и 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Таким образом, адвокаты, получающие пенсии по указанному Закону Российской Федерации, осуществляющие в силу предписаний Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, имеют право - при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), - помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указанные лица в случае продолжения своей деятельности после установления им трудовой пенсии по старости при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют право на перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов, а следовательно, уплата страховых взносов позволяет им на равных условиях с иными застрахованными лицами увеличить размер получаемых трудовых пенсий. Такое правовое регулирование закрепляет правовой механизм, гарантирующий адвокатам, получающим пенсии в соответствии с названным Законом Российской Федерации, предоставление страхового обеспечения в виде части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 622-0-0). В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1). Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование. Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов. В соответствии с сохраняющей свою силу правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации при проверке соответствия Конституции Российской Федерации законоположений, предусматривающих обязательную уплату индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Поскольку адвокаты, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Освобождение же указанных граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление от 23 декабря 1999 года № 18-П). Сохранение же за отдельными категориями граждан, уволенных с военной службы, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения с военной службы, правового статуса военнослужащих, а также продолжительности военной службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвокатов, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования нарушает их права. Таким образом, если самозанятое лицо является военным пенсионером, оно не освобождается от обязанности по исчислению и уплате страховых взносов в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования. Предприниматели, адвокаты, частнопрактикующие нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, относятся к плательщикам страховых взносов уже в силу того, что работают на себя.

В судебное заседание апеллянт Монаенков Н.И не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом ( л.д.130).

В судебном заседании представитель оппонента – УПФ РФ в Калининском районе г. Новосибирска - Яровая И.В., действующая на основании доверенности от 14 мая 2012 г. сроком полномочий на два года (л.д.121), доводы жалобы не признала, пояснила, что назначение и выплата страхового обеспечения регламентируются Федеральным законом № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии, это есть в определении от 29 сентября 2011 года за № 1179-0-0.

Суд, выслушав пояснения представителя оппонента, исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь законом, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Судом установлено, что Монаенков Н.И. являясь адвокатом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан не позднее 01 марта года, следующего за истекшим календарным годом, предоставлять сведения для правильного назначения трудовой пенсии. Монаенков Н.И. это обязательство не исполнил. В связи с этим, ответчику было направлено требование об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 06 мая 2011 года. Однако Монаенков Н.И. данное обязательство так и не исполнил.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 212 - ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закрепляя круг субъектов, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в него лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, в качестве страхователей по обязательному медицинскому страхованию, и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Федеральным законом от 22.07.2008г. № 156-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» в п.6 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» внесены изменения, согласно которым военнослужащие ( за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных ФЗ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости ( за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

Кроме этого выше указанным Законом от 22.07.2008г. № 156-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» в статью 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» введен пункт, согласно которому лица, указанные в ст. 1 данного Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости, за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с ФЗ от 17.12.2001г. № 17Э-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, законодателем установлен правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения адвокатов - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, устранены.

Согласно ст. 11 п. 5 ФЗ №27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об