Номер дела 2-3183/2014 ~ М-3044/2014
Дата суд акта 15 октября 2014 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Связанные с приватизацией жилой площади
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Герман И. А.
ОТВЕТЧИК ФГКУ "СибТуио"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Управление Росреестра по НСО
Представитель истца Лебедева Ю.С.
Представитель ответчика Махмудова В.Н.
Представитель и+о? Вылегжанина В.В.

Дело № 2-3183/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2014 года г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е:

Председательствующего судьи Емельяновой В.О.

При секретаре Коневой И.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Герман Игоря Александровича к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

 Герман И.А. обратился в суд с иском к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу и его семье: Герман Л.А. (жена), Герман А.И. (сын), Герман А.И. (дочь) было передано жилое помещение по адресу: г. Новосибирск, <адрес> состоящее из трех комнат, общей площадью кв.м, жилой кв.м. Члены семьи Герман И.А. от участия в приватизации указанной квартиры отказались. Истец и члены его семьи в настоящее время состоят на регистрационном учете в вышеуказанной квартире. С момента вселения и по настоящее время, Герман И.А. оплачивает квартплату и плату за коммунальные услуги за жилое помещение, предоставленное по договору социального найма жилого помещения, что видно из выписки из лицевого счета. Задолженности по оплате за жилое помещение не имеется. Были собраны все необходимые документы для осуществления приватизации вышеуказанной квартиры и направлены письма ДД.ММ.ГГГГ. в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, однако, по настоящее время ответа не поступило. Считает, что квартира общей площадью кв.м, расположенная по адресу: г. Новосибирск, <адрес> подлежит передачи Герман И.А. в собственность на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» по следующим основаниям: Герман И.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Новосибирская область, <адрес> Право приватизации не использовал, недвижимости в собственности не имеет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 23 ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу и был зарегистрирован по месту жительства: Новосибирская область, <адрес> Право приватизации не использовал, недвижимости в собственности не имеет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу и был зарегистрирован по месту жительства: Новосибирская область, <адрес>. Право приватизации не использовал, недвижимости в собственности не имеет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г. Новосибирск, <адрес> Право приватизации не использовал, недвижимости в собственности не имеет. В соответствии со ст. ст. 35,40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и каждый вправе иметь имущество в собственности. Ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. По смыслу указанного выше закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Ст.6 вышеназванного Закона предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Из содержания ст.1,2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что бесплатной передаче в собственность граждан РФ подлежат занимаемые ими помещения на условиях социального найма. В силу ч.2 ст.67 и ст.69 Жилищного кодекса РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи помимо, указанных в ч.1 ст.67 ЖК РФ, могут иметь иные права, предусмотренные настоящим кодексом, другими ФЗ и договором социального найма. Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения. Вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». На основании приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. ГУ Новосибирская КЭЧ ликвидирована путем присоединения к реорганизованному ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В связи с этим, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, расположенное по адресу: <адрес> стало правопреемником ГУ Новосибирская КЭЧ и является стороной по делу. Просит признать за собой право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью кв.м, жилой кв.м, расположенную по адресу: г. Новосибирск, <адрес>

Истец Герман И.А., в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом (л.д.29), представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием своего представителя по доверенности Лебедевой Ю.С. (л.д.26).

Представитель истца Герман И.А. – Лебедева Ю.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком полномочий на восемь месяцев (л.д.25), в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом (л.д.29), представила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.27).

Представитель ответчика – ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ – Махмудова В.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.34), в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом (л.д.30), просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, в удовлетворении исковых требований просит суд отказать, представила возражение на исковое заявление, в котором указала, что с требованиями истца не согласна, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В соответствии со ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не обладает полномочиями на совершение действий, связанных с приватизацией жилых помещений, а также не правоспособно совершать требуемые действия. Согласно ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, распоряжается этим имуществом с согласия собственника. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является организацией Вооруженных Сил РФ, осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного министром обороны РФ. Полномочиями по передаче жилых помещений в собственность гражданам не наделено. Жилищный фонд Вооруженных Сил РФ является собственностью РФ. Согласно ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации своими действиями осуществлять имущественные права и обязанности могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ» Министерство обороны РФ является органом исполнительной власти, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Согласно п.71 Положения, утвержденного вышеуказанным Указом Президента РФ, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Компетенция Министерства обороны РФ в части управления федеральным имуществом определена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом». Полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам Министерству обороны РФ не делегировано. Соответственно, такое полномочие не могло быть делегировано Министерством обороны РФ подведомственному учреждению – ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Новосибирск, <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 г. № 1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Согласно п.3 ст.100 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к специализированным жилым помещениям относятся в том числе и служебные жилые помещения. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). 25 марта 2010 г. Правительством РФ было принято Постановление № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ», которым установлено, что решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда РФ, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти. На основании вступившего в силу 27 января 2009 г. постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Кроме того, согласно Указаниям Министра обороны РФ № 205/2/709 от 15 октября 2009 г. в целях безусловного выполнения поручений Президента РФ о формировании к 2012 г. фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным – по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ полагает, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу: г. Новосибирск, <адрес> (л.д.32,33).

Представитель 3-его лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области – Вылегжанина В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на один год (л.д.37), в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом (л.д.28), просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, представила отзыв на исковое заявление, в котором пояснила, что согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно указанной квартиры зарегистрировано право собственности РФ, а также право оперативного управления Государственного учреждения Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть. Исходя из ст.2 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 1220 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством, ограничения (обременения) перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Пунктом 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 20 и ст. 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи. Однако по смыслу п.1 ст.20 Закона о регистрации при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество, судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика. Пунктами 52,53,54 Постановления пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ или ч.1 ст.16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от предоставления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации. В соответствии со ст.17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты, государственная регистрация на основании которых проводится в порядке, предусмотренном ст.13 Закона о регистрации (л.д.35,36).

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь законом, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или, соответственно, законом субъекта РФ (ч.3).

Таким федеральным законом является Федераль