Номер дела | 2-2720/2015 ~ М-2527/2015 |
Дата суд акта | 12 августа 2015 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Протасюк Т. Е. |
ОТВЕТЧИК | Администрация Калининского района г.Новосибирска |
Представитель истца | Кучина Н.В. |
Представитель ответчика | Трофимов Д.А. |
Дело № 2-2720/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2015 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Клобуковой И.Ю.,
При секретаре Флек О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Протасюк Т.Е. к администрации Калининского района г. Новосибирска об обеспечении внеочередным получением жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714,
Установил:
Протасюк Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г. Новосибирска, в котором просила обязать ответчика принять ее на учет и обеспечить внеочередным получением жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714.
В обоснование исковых требований указала, что она награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и медалью «За оборону Ленинграда». 20.05.2015 г. она обратилась в администрацию Калининского района г. Новосибирска с заявлением и полным пакетом документов для принятия ее на учет для внеочередного получения жилого помещения как льготника в соответствии с Указом Президента РФ №5ФЗ от 12.01.1995 г. ст. 18 как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. 11.06.2015 г. администрацией района ей было отказано по причине того, что она якобы специально продала ? дома (1950 года постройки) по ул. <адрес> с намерением приобрести право стоять на учете для получения жилого помещения. Данное жилье – ? дома в порядке наследования перешло к ней после смерти мужа. Наследниками были и дети, но они отказались в ее пользу, чтобы не делить собственность на доли, а иначе ей по наследству принадлежало только ? доли – 9 кв.м. общей площади. Она жила в нем пока возраст (90 лет) и имеющиеся заболевания (инвалидность <данные изъяты>) сделали проживание в индивидуальном домостроении обременительным. В связи с давней постройкой и отсутствии мужа с 1990 г. жилье требовало капитального ремонта, крыша протекала, половые балки сгнили, вешние воды заливали подвал, баня и туалет отсутствовали, погреб завалился, сараи разрушились. Она гипертоник, имеет заболевание сердечно-сосудистой системы, суставов, не может ходить, слабо видит только одним глазом, перенесла операцию в 2011 г. В силу всех сложившихся обстоятельств решили продать ? дома по ул. <адрес> и купить то, на что хватит денег. В Калининском районе купили квартиру-студию и проживали по ул. <адрес> с дочерью-пенсионеркой (1952 г.р.) 3 года 7 месяцев. В Новосибирске она проживает с 1947 года. Общая площадь квартиры 20,5 кв.м., площадь комнаты – 13,8 кв.м. По учетной норме г. Новосибирска она считалась необеспеченной жилым помещением и имеет право на получение жилищных условий согласно Указа Президента РФ. Льготами на получение жилого помещения не пользовалась (л.д. 6-8).
В судебное заседание истец Протасюк Т.Е. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 38).
Представитель истца Кучина Н.В., действующая на основании доверенности от 23.06.2015 г. сроком на 5 лет (л.д. 31) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнила, что истец, проживая в доме № № по ул.<адрес> по месту жительства как нуждающаяся на учете в Дзержинской Администрации г.Новосибирска не состояла, так как ей было отказано. Дом ветхим жильем не был признан по причине того, что не было достаточно процента его износа.
Представители ответчика Трофимов Д.А., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 г., выданной сроком до по 31.12.2008 г., (л.д. 37) исковые требования не признал. Поддержал обоснованность приказа Администрации Калининского айона г.Новосибирска № 906 от 11.06.2015 года (л.д.39)
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца с участием его представителя.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Протасюк Т.Е. зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: г. <адрес> что следует из копии паспорта (л.д. 9-10).
Как следует из выписки из домовой книги в кв. № д. № по ул. <адрес> зарегистрированы Протасюк Т.В. – собственник, 10.05.2011 года Протасюк Т.Е. – мать, 06.12.2011 года (л.д. 22).
При этом удостоверением от 30.12.2002 г. подтверждено, что заявителю вручен знак "Жителю блокадного Ленинграда", удостоверением от 26.02.2003 г. подтверждено, что истец является ветераном Великой Отечественной Войны (л.д. 11), кроме того, истец награждена медалью «За оборону Ленинграда», о чем имеется удостоверение (л.д. 12).
В п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О ветеранах" лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Приказом №906-од от 11.06.2015 г. администрация Калининского района г. Новосибирска отказала истцу в признании нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и постановке на учет в связи с тем, что заявитель с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила действия, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, а именно: 06.12.2011 г. продала ? доли д. 9 по ул. Новороссийская, что привело к ухудшению жилищных условий (л.д. 30).
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно части 1 статьи 23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных
Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" жильем обеспечиваются ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
Таким образом, основанием для обеспечения лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Так, действующим законодательством, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
На основании статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от 22.11.2011 г. (л.д. 15-16) и от 23.11.2011 г. (л.д. 17-18) Протасюк Т.Е. имела ? доли жилого дома площадью 76,2 кв.м. и ? доли земельного участка площадью 608 кв.м. по адресу: г. Новосибирск, ул. <адрес>
Согласно договору купли-продажи от 06.12.2011 г. Протасюк Т.Е. произвела отчуждение указанного имущества путем продажи его гр. Ильичевой С.Г. за 950 000 руб. (л.д. 19).
Жилищная обеспеченность истца до продажи жилого дома составляла 38,1 кв.м.
Как было установлено судом выше, в настоящее время истец зарегистрирована вместе с дочерью в квартире по ул. <адрес> общей площадью 20,5 кв.м., которая согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.2010 г. (л.д. 21) зарегистрирована на Протасюк Т.В. – дочь истца.
Данные действия привели к такому ухудшению жилищных условий заявителя, которые позволили заявителю претендовать на постановку на жилищный учет.
Тем самым с момента совершения данных действий в смысле положений статьи 53 ЖК РФ заявитель ухудшил свои жилищные условия, что являлось основанием для отказа в постановке его на учет.
Суд не может принять во внимание пояснения истца в иске о том, что необходимость совершения сделки купли-продажи была обусловлена тем, что принадлежащий ей на праве собственности дом была без удобств, отсутствовал водопровод, канализация, дом находился в ветхом состоянии. Доказательств того, что дом был в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, по делу не имеется.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
С учетом изложенного, суд к выводу о законности отказа Главы администрации Калининского района г.Ноосибирска в постановке Протасюк Т.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на том основании, что она намеренно совершила действия в результате которых ухудшились ее жилищные условия - совершение 06.12.2011 года сделки продажи ? доли дома № № по улице <адрес>, который ранее принадлежал ей на праве собственности, что привело к ухудшению ее жилищных условий.
Между тем истцом не представлено доказательств того, что его действия по отчуждению жилого дома были совершены вынужденно и в силу исключительных обстоятельств. Кроме того, истец в своем иске указывает, что на вырученные от продажи дома по ул. <адрес> они с дочерью приобрели квартиру по ул. <адрес>, однако данное обстоятельство так же не нашло своего подтверждения в судебном заседании, так как согласно свидетельства о государственной регистрации права квартира по ул. <адрес> приобретена Протасюк Т.В. по договору купли-продажи от 17.02.2010 г., то есть до продажи дома истцом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Протасюк Т.Е. необходимо отказать.
Стороны при рассмотрении дела не ставили вопрос о распределение судебных расходов
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд