Номер дела 2-2683/2015 ~ М-1587/2015
Дата суд акта 14 мая 2015 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Мартын А. Э.
ОТВЕТЧИК ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Нвоосибирской области"
ОТВЕТЧИК Министерство финансов РФ
ТРЕТЬЕ ЛИЦО 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Представитель ответчика Цацура Е.Н.
Представитель истца Пелых В.Ю.

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

«15» мая 2015г.<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес>

В СОСТАВЕ:

председательствующего судьиМороза И.М.,

при секретареБуркацкой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартына А. Э. к Министерству финансов Российской Федерации и ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о взыскании с ответчика Министерства финансов РФ неосновательного обогащения в размере 374 00 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что он состоял на действительной военной службе по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. В период прохождения военной службы в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в установленном порядке он был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 06.09.2012г. истцу для получения жилого помещений было предложено компенсировать затраты федерального бюджета РФ за превышение общей площади жилого помещения исходя из нормы предоставления жилого помещения в размере 374 000 рублей, путем перечисления указанных денежных средств на счет ответчика ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по НСО» 08.09.2012г. истцом были перечислены указанные денежные средства на счет ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>», указав в качестве назначения платежа компенсация затрат федерального бюджета. После перевода указанных денежных средств между Федеральным государственным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ («Центррегионжилье»), в лице начальника территориального отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в <адрес><адрес>, действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, и истцом был заключен договор социального найма жилого помещения от /дата/ в отношении представленной квартиры. Поскольку при получении жилого помещения ответчиком с истца незаконно были получены денежные средства, что, по мнению истца является незаконным и нарушает его права на безвозмездное получение жилого помещения, поэтому истец обратился с указанным иском в суд.

Истец Мартын А.Э. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Министерства финансов РФ по доверенности Цацура Е.Н. в судебном заседании требования иска не признала в полном объеме, поддержала доводы письменного отзыва, пояснив, что в силу п.1 ст.15 15 Федерального закона от /дата/ ода № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласно установленным нормам и в связи с тем, что истцу была предложена квартира сверх установлены норм, ему было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты федерального бюджета за превышение общей пощади предоставляемого жилого помещения, и взамен уплаты денежных средств имело место встречное исполнение в виде предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления (то есть между сторонами была совершена сделка) следует вывод об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения.

Представитель ответчика - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по <адрес>» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» по доверенности Пелых В.Ю. в судебном заседании в удовлетворении иска просил отказать, поддержав доводы письменного отзыва, пояснив, что истец не был лишен возможности отказаться от предоставления ему жилого помещения площадью, превышающей норму предоставления, оставшись на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью получения в дальнейшем жилого помещения, соответствующего норме предоставления.

Выслушав пояснения представителей ответчика Министерства финансов РФ и третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами и лицами участвующим в деле доказательства в их совокупности, суд отказывает истцу в удовлетворении иска. При этом суд исходит из следующего.

Судом установлено, что истец проходил службу по контракту в Вооруженных Силах Министерства обороны РФ, был включен в списки нуждающихся в предоставлении жилой площади, что стороны и третье лицо подтвердили.

Истец в установленном законом порядке был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и ему была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 56,50 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

08.09.2012г. между истцом и ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ был заключен договор социального найма жилого помещения , в соответствии с которым истцу и членам его семьи была предоставлена указанная квартира, находящаяся в государственной собственности, в бессрочное владение и пользование.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение или сбережение в отсутствие правовых оснований имущества на стороне приобретателя и уменьшение имущества (убытки) на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя.

Соответственно, предметом доказывания по данному делу является установление факта получения (сбережения) ответчиком при отсутствии надлежащих правовых оснований денежных средств истца без предоставления встречного исполнения и получение вследствие этого материальной выгоды (обогащения).

По общему правилу, приведенному в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от /дата/г. (ДСП) утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от /дата/г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с указанным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 указанной статьи, и предусмотренного п. 2 указанной статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения (п. 3 ст. 15.1 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих»).

Согласно извещению ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 06.09.2012г. истцу было предложено компенсировать расходы федерального бюджета в размере 374 000 рублей за предоставление 13,6 кв.м. сверх установленных законом норм.

08.09.2012г. истцом были перечислены указанные денежные средства ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>», указав в качестве назначения платежа компенсация затрат федерального бюджета.

Согласно положений ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что истцу на семью из 4-х человек, с нормой предоставления жилого помещения, с учетом площади превышения не более 9 кв.м., могло быть предоставлено жилое помещение площадью, не превышающей 37,80 кв.м. (с учетом имеющейся в собственности площадью 43,20 кв.м.), в то время, как представленная спорная квартира имеет общую площадь 52,80 кв.м.

В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. N 1280, вое