Номер дела | 2-6523/2014 ~ М-5309/2014 |
Дата суд акта | 17 декабря 2014 г. |
Категория гражданского дела | О взыскании страхового возмещения (выплат) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Кубасова Т. В. |
ОТВЕТЧИК | Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» |
Представитель истца | Кучковская М.А. |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Решение
Именем Российской Федерации
03 декабря 2014 года
Центральный районный суд города Новосибирска
в составе председательствующего-судьи
при секретаре судебного заседания
с участием
истца
представителя истца
представителя ответчика
Дело № 2- 5897/2014
Близняк Ю.В.,
Латыповой Н.А.,
Ткача И.С.,
Кучковской М.А.,
Колесниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Ткача ИС к мэрии города Новосибирска о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного в запас военнослужащего в первоочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Ткач И.С. обратился в суд с указанным иском, с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит суд признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать мэрию города Новосибирска поставить (принять) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как уволенного в запас военнослужащего, в первоочередном порядке.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что истец является военным пенсионером, заочным решением Октябрьского районного суда города Новосибирска от 09 сентября 2008 года удовлетворены исковые требования Ткач Н.В. к Ткач И.С. о признании договора социального найма расторгнутым. В отмене заочного решения истцу отказано, квартира приватизирована бывшей супругой, в связи с чем истец остался без жилья. Истец считает, что на основании Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» он имеет право на предоставление жилого помещения. Поскольку мэрией города Новосибирска отказано в предоставлении жилого помещения, в том числе на том основании, что у истец не подтвердил регистрацию по месту жительства, истец обратился в суд.
В судебном заседании истец и его представитель Кучковская М.А. поддержали заявленные требования в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика мэрии города Новосибирска Колесникова В.А. исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судебным разбирательством установлено, что 25 января 1989 года на основании ордера №753679 исполнительного органа Октябрьского района города Новосибирска истцу предоставлена квартира по адресу: Новосибирск, Лазурная ул., 14-235.
С 23 февраля 1989 года по 21 октября 2008 года истец был зарегистрирован в указанной квартире.
09 сентября 2008 года в связи с прекращением брачных отношений истца с Ткач И.В. заочным решением Октябрьского районного суда города Новосибирска договор социального найма признан расторгнутым.
21 октября 2008 года на основании упомянутого заочного решения суда истец снят с регистрационного учета.
Как пояснил истец, его заявление об отмене заочного решения суда оставлено без удовлетворения.
Обращение истца с просьбой предоставить жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Остатусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» ответчиком оставлено без удовлетворения.
Поскольку истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, по мнению ответчика, законные основания для обеспечения истца жильем как уволенного с военной службы отсутствуют.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ впункт14статьи15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Из анализа приведенных норм следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
С 01 января 2011 года абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N342-ФЗ.
В соответствии с названным законом статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В нарушение указанной нормы права истец не представил суду доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Более того, на момент увольнения истец был обеспечен жильем по договору социального найма, предоставленном в период службы, данное обстоятельство им не оспаривалось.
Не представлено истцом и доказательств того, что до 01 января 2005 года он принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения.
Имеющееся в материалах дела заявление истца на имя комитета по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска не может расцениваться как исполнение указанной обязанности.
Поскольку истец до 01 января 2005 года не состоял на учете в списке граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилого помещения, в настоящее время может быть признан нуждающимся в получении жилья не иначе как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно по основаниям и в порядке, установленным в статьях 49 и 52 названного кодекса.
Указанная правовая позиция закреплена в статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая гласит, что с 01марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Исключение согласно части 2 упомянутой статьи составляет исчерпывающий перечень случаев предоставления жилого помещении вне очереди:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец не отнесен к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание, что истцом не соблюден предусмотренный жилищным законодательством порядок постановки на учет в качестве нуждающихся, с соответствующим заявлением истец по месту проживания не обращался, не предоставлял перечень необходимых документов, а выселение из квартиры на основании решения суда не является основанием для предоставления жилого помещения, суд находит заявленные истцом требования не основанными на законе, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.
Иные доводы истца выводы суда не опровергают, поскольку в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат фактов, подтвержденных допустимыми и достоверными доказательствами, в связи с чем судом отклоняются как несостоятельные.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Ткача ИС – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесшийрешение.
Судья Ю.В. Близняк