Номер дела | 2-1800/2016 ~ М-683/2016 |
Дата суд акта | 29 февраля 2016 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Африкантов Н. В. Д. О. С. И. С. Н. Р. А. М. Н. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление по жилищным вопросам Мэрии г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Октябрьского района г.Новосибирска |
Представитель истца | Поручаев В.В. |
Дело №2-1800/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2016 годаг.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска
в составе:
судьиНосковой Н.В.,
при секретареВиляйкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Африкантова Н.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка фл1 к мэрии города Новосибирска о признании права на исключение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и включение в муниципальный жилищный фонд социального использования на условиях договора социального найма, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма
У С Т А Н О В И Л:
Африкантов Н.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фл1 обратился суд города Новосибирска с вышеуказанным иском к мэрии города Новосибирска, в обоснование требований указав, что истец работает в системе жилищно-коммунального хозяйства более № лет.
В соответствии с приказом администрации Октябрьского района г Новосибирска от /дата/ № договором найма служебного жилого помещения от /дата/ истцу в связи с его трудовыми отношениями в МУ ДЗ Октябрьского района была предоставлена однокомнатная <адрес> в <адрес> общей площадью № кв.м.
В настоящее время в спорной квартире проживает истец и его несовершеннолетний сын фл1 /дата/ года рождения.
Указанная квартира является постоянным местом жительства для семьи истцов, другого жилья не имеют. На квартиру оформлен лицевой счет, по которому истцы оплачивают коммунальные услуги, задолженности по оплате не допускают, несут бремя ответственности и содержания занимаемого жилого помещения.
На основании приказа № от /дата/ администрации Октябрьского района г. Новосибирска семья истца признана нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма
Спорная квартира включена в реестр муниципального имущества г. Новосибирска на основании постановления мэрии г. Новосибирска от /дата/ №, распоряжения КУГИ от /дата/ №
Согласно п. 7.4.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от /дата/ № в ред. от /дата/., служебное жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования по обращению гражданина в случае, если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение: состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не менее 10 лет состоял в трудовых отношениях, в связи с характером которых ему предоставлено служебное жилое помещение, или достиг пенсионного возраста по старости.
В связи с тем, что указанные юридически значимые обстоятельства имеются, истцы обратились с заявлением об исключении занимаемого служебного жилого помещения из муниципального жилищного фонда специализированного использования и включении в жилищный фонд социального использования, однако ответом от /дата/ № Управления по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска истцу было в исключении служебной квартиры из муниципального жилищного фонда специализированного использования, поскольку заявитель не относится к категории граждан, указанных в п.п.1,4 административного регламента, многоквартирный дом по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
С данным решением согласиться нельзя, поскольку в сфере жилищно- коммунального хозяйства <адрес> истец осуществлял трудовую деятельность по настоящее время при этом цели, задачи и функции работодателя оставались неизменными и направленными на обслуживание жилищного фонда.
Действительно, Заключением Межведомственной комиссии № от /дата/ жилой дом, в котором проживает истец признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем такое жилое помещение не может быть исключено из специализированного жилищного фонда (п.7.4.7. Положения), в связи с чем истец избрал способ защиты в виде признания права на исключение квартиры из специализированного жилищного фонда служебного использования и включению в муниципальный жилищный фонд социального использования на условиях договора социального найма.
И с учетом признанного права у ответчика возникает обязанность в силу ст.ст.57, 86,89 ЖК РФ по предоставлению истцу другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди в г.Новосибирске.
Просит суд признать за истцами право на исключение служебного жилого помещения в виде однокомнатной <адрес> общей площадью № кв.м., в т.ч. жилой площадью № кв.м., из специализированного жилищного фонда служебного использования и право на включение в муниципальный жилищный фонд социального использования на условиях договора социального найма;
Обязать ответчика предоставить истцам во внеочередном порядке по договору социального найма равнозначное благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение в пределах населенного пункта <адрес> в виде однокомнатной квартиры, общей площадью не менее № кв.м., в том числе жилой площадью № кв.м.
В судебное заседание истцы не явились, судом извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, направили в судебное заседание своего представителя Поручаева В.В., который исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика мэрии города Новосибирска в судебном заседании доводы иска не признала, просила в удовлетворении требований отказать, поддержав доводы отзыва, согласно которому истец был вселен в спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения №.
Мэрией г.Новосибирска, как собственником жилого помещения, не принималось решение об изменении цели использования жилого помещения и включении его в жилищный фонд социального использования. Также в данном действии было отказано истцу, поскольку он не относится к категории граждан, которые установлены законодательством.
Кроме того определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащих сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Истец не представил доказательств того, что проживание в спорном доме представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, а также не представлено доказательств того, что он занимает помещение на условиях договора социального найма.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении, уважительных причин неявки суду не представили.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков, исследовав материла дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, квартира по адресу <адрес> включена в реестр муниципального имущества <адрес> на основании постановления мэрии <адрес> от /дата/ №, распоряжения КУГИ от /дата/ № (л.д. 71,18-20).
Как следует из трудовой книжки истца Африкантова Н.В. /дата/ он был принят в МУ «Управление жилищного хозяйства администрации <адрес>» ЖЭУ № <адрес> (/дата/ переименовано в МУДЗ <адрес> ЖЭУ № <данные изъяты>), /дата/ переведен <данные изъяты>
/дата/ принят в порядке перевода в ООО «ЖЭУ - Наш дом», <данные изъяты>
/дата/ переведен в МУ «ДЗ <адрес>» ЖЭУ № <данные изъяты>
/дата/ переведен в ООО «ЖЭУ №» <данные изъяты>
/дата/ принят в ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (/дата/ реорганизация путем выделения в Сибирьэнерго-комфорт») <данные изъяты> /дата/ уволен по собственному желанию.
/дата/ принят в ООО «ЖЭУ № <адрес>» <данные изъяты>, /дата/ года переведен на должность <данные изъяты>, /дата/ уволен по собственному желанию.
/дата/ принят в ООО «Планета – 05» <данные изъяты>, где работает по настоящее время.(л.д.7-17).
Администрацией Октябрьского района г. Новосибирска /дата/ издан приказ №, которым истцу предоставлена в качестве служебной жилой площади спорная квартира. (л.д.21).
На основании данного приказа /дата/ между администрацией Октябрьского района г. Новосибирска (наймодатель) и Африкантовым Н.В. (наниматель) заключён договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование вышеуказанное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями с МУ «Дирекция заказчика Октябрьского района» (л.д. 22-23).
Как следует из представленных в дело уведомлений Управлении Росреестра по НСО, справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и справок МКУ г. Новосибирска «Городское жилищное агентство», отсутствует информация о правах истца и членов его семьи на недвижимое имущество, а также сведения о собственниках спорной квартиры (л.д. 62-66).
На основании приказа № от /дата/ администрации Октябрьского района г. Новосибирска семья истца признана нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.32).
Ответом от /дата/ № Управления по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска истцу было отказано в исключении служебной квартиры из муниципального жилищного фонда специализированного использования, поскольку заявитель не относится к категории граждан, указанных в п.п.1,4 административного регламента, многоквартирный дом по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. (л.д.67).
Заключением Межведомственной комиссии № от /дата/ жилой дом, в котором проживает истец признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.69-70).
Полагая свои права нарушенными отказом собственника в исключении занимаемого ими помещения из специализированного жилищного фонда, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующих норм права.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ч. 2 данной статьи, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 2 ст. 42 Устава города Новосибирска, утв. решением городского Совета Новосибирска от /дата/ №, в целях решения вопросов местного значения мэрия города Новосибирска обладает следующими полномочиями в области управления муниципальной собственностью города Новосибирска: владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом города Новосибирска в порядке, определяемом Советом депутатов города Новосибирска, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципального имущества.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от /дата/ № принято Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска.
Разделом 7.4 данного Положения урегулирован порядок исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда
Согласно п. 7.4.2-7.4.3 данного Положения основанием исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является правовой акт мэрии, который в течение трех рабочих дней со дня его принятия, направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
Служебное жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования по обращению гражданина в следующих случаях:
если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не менее 10 лет состоял в трудовых отношениях, в связи с характером которых ему предоставлено служебное жилое помещение (проходил муниципальную службу в городе Новосибирске, пребывал на выборной должности в органах местного самоуправления города Новосибирска), или достиг пенсионного возраста по старости;
в случае смерти нанимателя, которому было предоставлено служебное жилое помещение, если члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволен из организации, в связи с характером трудовых отношений с которой ему предоставлено служебное жилое помещение, в случаях ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации..
Как следует из вышеуказанного отказа в исключении жилого помещения из специализированного жилищного и отзыва мэрии, согласно трудовой книжке истца он состоял в трудовых отношениях, в связи с характером которых ему предоставлено служебное жилое помещение менее 10 лет (стаж работы в жилищно-эксплуатационных учреждениях г. Новосибирска).
Истцами утверждение о том, что истец имеет стаж работы в муниципальных жилищно-эксплуатационных учреждениях г. Новосибирска менее 10 лет, не опровергнут. Указанная норма о необходимости подтверждения наличия 10-летенго стажа работы в учреждениях собственника, предоставившего жилое помещение, не противоречит нормам федерального законодательства, так как по своей сути является нормой института, регулирующего предоставление и использование служебных жилых помещений, то есть помещений, предоставляемых собственником именно в связи с работой у собственника помещений.
Помимо этого, суд полагает обоснованным довод ответчика о том, что исключение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда всецело относится к компетенции самого собственника.
Так, согласно чт. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В силу ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Поскольку действующее федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления принимать решения об исключении служебных жилых помещений из специализированого жилищного фонда с целью предоставления данных помещений на праве социального найма, следовательно, принятие таких решений в силу принципа самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения относится к исключительной компетенции собственника помещений – муниципального образования.
Исходя из положений ст. 1, 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно, что означает недопустимость произвольного вмешательства со стороны государства в вопросы местного значения.
Согласно ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
Таким образом, суд вправе понуждать органы местного самоуправления к совершению тех или иных действий, отнесенных к вопросам местного значения, лишь при установ