Номер дела | 2-1117/2016 (2-7499/2015;) ~ М-7692/2015 |
Дата суд акта | 14 июня 2016 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Эрнст Е. Д. |
ОТВЕТЧИК | Правительство Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г.Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Министрерство финансов и налоговой политики НСО |
ОТВЕТЧИК | Администрация Октябрьского района г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
Представитель истца | Федорова Е.В. |
Представитель и+о? | Гвоздева А.А. |
Представитель и+о? | Свеженцева А.Ю. |
Представитель и+о? | Колесникова В.А. |
Представитель и+о? | Чернов С.А. |
Дело № 2-1117/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эрнст Е.Д. к мэрии города Новосибирска, правительству Новосибирской области, министерству социального развития Новосибирской области, администрации Октябрьского района города Новосибирска, Министерству финансов и налоговой политики НСО о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным иском, с учетом уточнений просит суд обязать администрацию Октябрьского района г. Новосибирска включить её, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Признать за ней, право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать мэрию г. Новосибирска предоставить ей жилое помещение специализированного жилого помещения, заключенного сроком на № лет, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее № квадратных метров общей площади за счет средств бюджета субъекта – Новосибирской области, в порядке очередности, исходя из времени принятия её на учет.
В обоснование своих требований истец указала, что она относится к категории детей- сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ей не предоставлено.
Истец Эрнст Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель истца Федорова Е.В. в судебном заседании так же поддержала доводы и основание иска, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель министерства социального развития Лебедева Е.А, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на иск.
Представитель Правительства Новосибирской области Гвоздева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель администрации Октябрьского района г. Новосибирска Свеженцева А.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, оставив принятие решения на усмотрение суда.
Представитель мэрии города Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ранее возражала по заявленным требованиям по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представитель Министерства финансов и налоговой политики НСО Чернов С.А., действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на иск, в котором возражали по заявленным требованиям указав, что считают себя ненадлежащим ответчиком
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Эрнст Е.Д. родилась /дата/, ее родителями являются фл1 и фл2 (л.д.11).
Решением <данные изъяты> от /дата/, фл1 и фл2 были лишены родительский прав в отношении истца (л.д.8-9)
Решением <данные изъяты> от /дата/ № Эрнст Е.Д. определена в детский дом. При определении в детский дом за Эрнст Е.Д., закрепили жилое помещение, находящееся по адресу: г Новосибирск, <адрес>. (л.д.10)
В период с /дата/ по /дата/ находилась на полном государственном обеспечении в детском доме № № что подтверждается соответствующей справкой.(л.д.14)
С /дата/. по /дата/ год истец проживала с матерью, в квартире по адресу <адрес>
/дата/ Администрация Ленинского района г. Новосибирска, на основании Постановления №, с учетом переезда семьи в другое место жительства и что на имя несовершеннолетних совладельцев квартиры, в том числе Эрнст Е.Д. в отделении банка открыты счета на сумму, которая составляет стоимость доли разрешили матери, фл8 продать приватизированную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.
В /дата/ году квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, была продана фл8 матерью Эрнст Е.Д.
Истец с /дата/ по /дата/. проживали с матерью в жилом доме по адресу: <адрес>.
/дата/ на основании Решения <данные изъяты> фл2 со всеми зависящими от неё лицами выселена из дома <адрес> (л.д. 65)
Постановлением от /дата/. администрации Ленинского района г.Новосибирска истец была повторно определенна в детский дом. Сведения о том, что за истцом было закреплено какое-либо жилое помещение отсутствуют. (л.д.67)
/дата/. по /дата/ Эрнст Е.Д. находился на полном государственном обеспечении в инициальном бюджетном образовательном учреждении г Новосибирска для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № №
В /дата/ году Эрнст Е.Д. сняли с регистрационного учета, по адресу: <адрес>. Детский дом № №. Жилое помещение предоставлено не было.
С /дата/ по /дата/ год проживала у своей подруги по адресу: <адрес> фл3.
С /дата/ года по /дата/ год проживала у фл4 по адресу: <адрес>
С /дата/ года по /дата/ год проживала у своей подруги по адресу: <адрес>
С /дата/ по /дата/ год проживала у родной сестры фл5 по адресу: <адрес>
С /дата/ года по настоящее время проживает у своей подруги, фл6 по адресу: <адрес>
С /дата/ года зарегистрирована по адресу <адрес>, Жилой дом находиться в собственности фл7, что подтверждается соответствующим свидетельством о праве и сведениями из домовой книги (л.д.19, 70-94)
Согласно представленным в материалы дела справкам филиала ФГУП «Ростехинвентарзиация - Федеральное БТИ» Новосибирской области, сведениям Управления Росреестра по Новосибирской области, у истца отсутствуют принадлежащие ей на праве собственности какие-либо жилые помещения (л.д. 17, 39).
Комитет по жилищным вопросам Мэрии г. Новосибирска, рассмотрев обращение Эрнст Е.Д. дал ответ от /дата/ (л.д.38), в котором ей было разъяснено, что поскольку за Эрнст Е.Д. закреплялось жилое помещение, оснований для постановки её на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют (л.д. 38)
Как установлено судом /дата/ Администрация Ленинского района г. Новосибирска, на основании Постановления №, удовлетворена просьба фл2 о разрешении продать приватизированную квартиру по адресу <адрес>, <адрес>. Постановление констатирует, что семья переезжает на другое место жительства в <адрес>, где куплен частный дом, что на имя несовершеннолетних совладельцев квартиры, в том числе Эрнст Е.Д. в Ленинском отделении № сбербанка России открыты счета за №№ и 132565 на сумму 412500 рублей каждому, что составляет стоимость их доли.
Как следует из справки Ленинского отделенная 5503 Сбербанка России вышеуказанные счета были закрыты /дата/ фл2
Таким образом, мать истца сняла со счета денежные средства, полученные от продажи квартиры, в том числе с учетом доли Эрнст Е.Д. и распорядилась ими по своему усмотрению, при этом истец была лишена жилья и денежных средств на него.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Эрнст Е.Д. не была обеспечена жилым помещением и имелись основания для постановки её на учет нуждающихся в жилых помещениях.
/дата/ администрацией Октябрьского района города Новосибирска истцу отказано во включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, с указанием причины на того что её возраст превышает возраст установленный Законом (л.д.28).
В настоящее время истец проживает у своей подруги, иного жилого помещения ни на праве собственности, ни в пользовании не имеет. Доказательств обратному суде н представлено.
Иных сведений о наличии у истца жилого помещения, на которое у нее было прав владение, пользование и распоряжение в материалы дела не представлено.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без - попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей статьи по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием ля исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Согласно п. 9. ст. 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Кроме того, Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» говорит о том, что согласно преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», а так же ст. 1 указанного Закона его положения распространяются на детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста.
Соответственно гарантируемая данным лицам социальная поддержка, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Поэтому достижение лицом №-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставит жилое помещение.
На основании указанных норм права следует, что истец даже после достижения ею № летнего возраста не утратила право на предоставление ей жилого помещения.
Администрация Октябрьского района города Новосибирска в свою очередь /дата/ в своем ответе должна была включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 2 ФЗ от 29.02ю2012 № 15-ФЗ дополнен п.2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов российской Федерации» подпунктом 14.2 дополняющим в качестве полномочий органов государственной власти субъекта РФ (по предметам совместного ведения) осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ следующие полномочие: 14.2. « обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»;
В соответствии со статьей 1 закона Новосибирской области 490-03 от 24 ноября 2014 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечении граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года № 490-03, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области
В силу пункта 1 статьи 2 закона Новосибирской области № 331-03 от 05 июня 2014 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 8 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование истца о предоставлении жилого помещения, о понуждении органы исполнительной власти Новосибирской области выделить соответствующие субвенции исходя из времени постановки на учет /дата/ законны