Номер дела | 2-568/2014 (2-4698/2013;) ~ М-4460/2013 |
Дата суд акта | 25 марта 2014 г. |
Категория гражданского дела | О защите прав потребителей -> из договоров в сфере торговли, услуг... -> иные договоры в сфере услуг |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Жданов А. Ф. |
ОТВЕТЧИК | ЗАО Банк ВТБ 24 |
Представитель истца | Гончаров И.В. |
Представитель ответчика | Руденко М.Е. |
Дело №2-568/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2014г.г.Новосибирск
ЗАЕЛЬЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД г.НОВОСИБИРСКА
В СОСТАВЕ:
СудьиШумовой Н.А.
при секретареМухратовой В.В.
с участием истцаЖданова А.Ф.
представителя истцаГончарова И.В.
представителя ответчикаРуденко М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданова А. Ф. к ВТБ 24 (ЗАО) о защите прав потребителя,
Установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, просил признать незаконными действия ВТБ 24 (ЗАО) по направлению xx.xx.xxxx г. и xx.xx.xxxx г. на его номер мобильного телефона __ SMS-сообщений рекламного характера; возложить на ответчика обязанность предоставить ему следующие сведения на xx.xx.xxxx г.:
- подтверждение факта обработки его персональных данных ответчиком;
- сведения о лицах (за исключением работников ответчика), которые имеют доступ к его персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ответчиком или на основании федерального закона;
- его обрабатываемые персональные данные, источник их получения,
- информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче его данных;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку его персональных данных по поручению ответчика, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.
Также просил возложить на ответчика обязанность прекратить обработку его персональных данных.
Взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме ххх руб., в возмещение убытков в виде расходов на почтовые услуги ххх руб., расходы на юридические услуги в сумме ххх руб.
Требования истца мотивированы следующим.
xx.xx.xxxx г. на свой номер мобильного телефона __ он получил SMS-сообщение от ответчика, в котором содержалась рекламная информация ответчика следующего содержания: Уважаемый А. Оформите карту «ВТБ24-РЖД» Visa со скидкой на годовое обслуживание, расплачивайтесь картой за ежедневные покупки и накапливайте баллы на премиальные поездки в программе «РЖД Бонус»! Подробнее__ ВТБ 24 (ЗАО)».
Он никогда не предоставлял ответчику согласия на обработку его персональных данных, согласия на получение рекламной информации от ответчика.
Направление ему ответчиком сообщения рекламного характера, оферты нарушает его потребительские права, представляет собой навязывание ему без его согласия своих банковских услуг, что не допускается в силу ст.16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Такие действия ответчика также представляют собой нарушение статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», законодательства о рекламе.
В связи с изложенным, им ответчику была направлена претензия с требованиями: прекратить обработку его персональных данных, не допускать направление ему рекламы ответчика; возместить убытки. Кроме того, на основании ст. 14 Федерального закона «О персональных данных» он требовал от ответчика предоставить ему сведения.
Ответчик направил ему ответ на претензию, из которого следует, что ответчик удовлетворил только требования прекратить обработку его персональных данных, не допускать направление ему рекламы ответчика.
Однако, вопреки своему ответу, ответчик продолжил незаконную обработку его персональных данных и направил ему без его согласия xx.xx.xxxx г. на его номер мобильного телефона __ SMS-сообщение рекламного характера, в котором содержалась рекламная информация ответчика следующего содержания: «Уважаемый А.др! Персональное видео от «РЖД Бонус» ждет Вас в Вашем почтовом ящике .... Приятного просмотра! ВТБ 24 (ЗАО)».
Направление ему рекламной информации ответчиком без его согласия по каналам подвижной радиотелефонной связи должно быть признано незаконным.
Указывает, что следствием указанного нарушения ответчиком его прав стало причинение ему морального вреда, выражающегося в постоянных переживаниях в связи с нарушением его прав ответчиком, навязыванием ответчиком своих услуг, неоднократным направлением ответчиком без его согласия рекламной информации, вынужденным обращением к ответчику с обоснованной претензией и обращением после отказа ответчика в суд. У него возникло чувство обиды от того, что ответчик отказался удовлетворить его требования, указанные в претензии. Кроме того, само обращение в суд было связано для него с определенными переживаниями, волнением, что также повлекло трату личного времени.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, истец представил дополнительные пояснения к иску (л.д.37), пояснил, что представленный ответчиком кредитный договор заключен не с ним, содержит иные данные лица.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что клиенту была предоставлена информация о дополнительной услуге, непонятно, какие его права этим нарушаются, ссылка истца на нарушение закона РФ «О защите прав потребителей» необоснованна. Нет доказательств того, что истец не является клиентом банка. Также нельзя сделать однозначный вывод, что истцу было направлено 2-е SMS-сообщение.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (п. 1 ст. 18 указанного Закона).
В данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение, о чем даны разъяснения в п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
В силу ст.3 Федерального закона «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.
Оператором персональных данных признается юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с условиями пункта 1 статьи 6, пунктов 1 и 4 статьи 9 Закона «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъектов персональных данных, при этом данным Законом определено два способа получения указанного согласия: путем принятия субъектом персональных данных решения на обработку своих данных своей волей и в своем интересе, а также путем получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме.•
Судом установлено, что стороны не состоят в договорных отношениях, истец не предоставлял ответчику своих персональных данных и согласия на их обработку. Ответчиком доказательств обратного суду не представлено.
Представленный ответчиком договор, заключенный со Ждановым А.Ф. (л.д.31-32), заключен с иным лицом, поскольку содержит иные данные об имени, дате и месте рождения, чем данные истца.
xx.xx.xxxx г. ВТБ 24 (ЗАО) направил на номер мобильного телефона истца __ SMS-сообщение рекламного характера, в котором содержалась рекламная информация ответчика следующего содержания: «Уважаемый А.! Оформите карту «ВТБ24-РЖД» Visa со скидкой на годовое обслуживание, расплачивайтесь картой за ежедневные покупки и накапливайте баллы на премиальные поездки в программе «РЖД Бонус»! Подробнее: __ ВТБ 24 (ЗАО)».
xx.xx.xxxx г. на тот же номер мобильного телефона истца ответчиком вновь было направлено SMS-сообщение рекламного характера, в котором содержалась рекламная информация ответчика следующего содержания: «Уважаемый А.! Персональное видео от «РЖД Бонус» ждет Вас в Вашем почтовом ящике .... Приятного просмотра! ВТБ 24 (ЗАО)».
Принадлежность указанного номера мобильного телефона истцу подтверждается копией договора об оказании услуг связи, заключенного с истцом (л.д.17-18).
Факт отправки истцу указанных SMS-сообщений подтвержден путем осмотра судом и участниками процесса SMS-сообщений с данным текстом, имеющихся в телефоне истца. Нахождение данных сообщений именно в телефоне, имеющим номер __, предварительно проверено судом путем осуществления звонка на данный номер.
Факт отправки сообщений именно ответчиком подтвержден текстом сообщения, а также ответом на претензию истца на л.д.6, в которой банк признает отправку им SМS-сообщения xx.xx.xxxx г. с предложением оформить кредитную карту Банка.
Направление Банком сообщений рекламного характера, оферты произведено с нарушением указанных норм Законов, нарушает права истца как потребителя, представляет собой навязывание ему без его согласия банковских услуг, что не допускается в силу ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Истец по данным фактам обращался к ответчику с претензией от xx.xx.xxxx г. (л.д.5), в которой требовал прекратить обработку его персональных данных, не допускать направление ему рекламы ответчика; возместить убытки, компенсировать моральный вред, на которую был дан ответ (л.д.6) и которая не была удовлетворена ответчиком в полном объеме.
На основании изложенного действия Банка признаются судом незаконными, на банк следует возложить обязанности по прекращению обработки персональных данных истца.
На основании ст.14 Закона «О персональных данных» подлежат удовлетворению и требования истца о предоставлении ему Банком истребуемой им информации, касающейся обработки его, истца, персональных данных.
В связи с нарушением ответчиком прав истца как потребителя, на основании ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», имеются основания для взыскания по требованию истца компенсации морального вреда.
Согласно п.45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда, с учетом обстоятельств дела, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, наличия и степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет в размере ххх руб.
В качестве убытков истца, на основании ст.15 ГК РФ, с ответчика подлежат взысканию также расходы истца на почтовые услуги в размере ххх руб. (направление ответчику претензии), которые подтверждены квитанцией на л.д.9.
На основании п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной к взысканию (ххх руб. : ххх = ххх руб.).
На основании ст.ст.94,100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы истца на оплату юридических услуг по договору от xx.xx.xxxx г. (л.д.7), подтвержденные квитанцией об оплате услуг и актом оказания услуг, в сумме ххх руб. (л.д.8).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,