Номер дела | 2-168/2016 (2-5395/2015;) ~ М-4026/2015 |
Дата суд акта | 28 марта 2016 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Котляров П. С. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Отделение Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области |
Представитель истца | Мельников К.А. |
Представитель ответчика | Владимирова Т.Б. |
Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
630099, <адрес>
Дело №
29 марта 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи Малахова С.Л.,
при секретаре Клыковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котлярова П. С. к мэрии <адрес> о признании отказа в выдаче субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших незаконным, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Котляров П.С. обратился в суд с иском к мэрии <адрес>, просит признать отказ ответчика в выдаче субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших, выраженный в письме Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным, возложить на ответчика обязанность по выплате указанной субсидии в сумме 16 745 рублей 04 копейки из расчета 4 186 рублей 26 копеек на одного умершего, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, а так же расходы по уплате государственной пошлины в размере 669 рублей 80 копеек, поскольку истец полагает, что он, как лицо, ответственное за захоронение, имеет право на получение субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших, утвержденного постановлениями мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
В судебное заседание истец Котляров П.С. не явился, извещен, направил в суд своего представителя Мельникова К.А., действующего на основании доверенности, который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель ответчика мэрии <адрес> Владимирова Т.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Представитель третьего лица Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> не возражал против удовлетворения судом исковых требований, дал соответствующие пояснения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле", стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Из материалов дела судом установлено, что Котляров П.С. осуществил за свой счет, в соответствии со статьей 10 ФЗ "О погребении и похоронном деле", погребение умерших Попова В.Ф., Томасовой А.А., Елимова М.С., Беляева В.С.
ОПФР по <адрес> по заявлению Котлярова П.С. произвела выплаты социальных пособий заявителю в размере 6 332 рубля 74 копейки на каждого из погребенных. Указанное обстоятельство, а равно и размер произведенных выплат сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № определена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (путем предания тела (останков) умершего земле) в размере 10 519 рублей.
Полагая, что разница между произведенной ОПФР по <адрес> выплатой и стоимостью услуги по гарантированному перечню подлежит возмещению в размере 4 186 рублей 26 копеек из расчета за каждого из погребенных, Котляров П.С. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> с заявками на получение субсидий на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших Попова В.Ф., Томасовой А.А., Елимова М.С., Беляева В.С.
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю было отказано в истребуемой выплате.
Согласно статье 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена ведомственная целевая программа "Развитие сферы похоронного дела в <адрес>" на 2014-2016 годы, целью и задачей которой является, в том числе, организация ритуальных услуг.
Согласно Порядку, утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений, субсидии предоставляются муниципальным специализированным службам по вопросам похоронного дела (кроме муниципальных учреждений), созданным на основании муниципального правового акта мэрии <адрес>, предоставляющим услуги по гарантированному перечню в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес> и муниципальными правовыми актами <адрес> (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункта 2.1 названного Порядка, субсидии предоставляются на возмещение разницы между стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, установленной правовым актом мэрии <адрес>, и стоимостью возмещения указанных услуг в части, превышающей размер возмещения стоимости услуг Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также из федерального и областного бюджетов, на погребение следующих категорий умерших:
не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего;
состоящих на день смерти на учете в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Специализированными службами по вопросам похоронного дела в <адрес> являются МУП <адрес> "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Похоронный Дом "ИМИ" и МУП <адрес> "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги".
Таким образом, Котляров П.С. не относится к перечню лиц, определенному Порядком от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предоставляются субсидии на возмещение разницы между стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, установленной правовым актом мэрии <адрес>, и стоимостью возмещения указанных услуг в части, превышающей размер возмещения стоимости услуг Пенсионным фондом Российской Федерации.
Помимо прочего, суд отказывает Котлярову П.С. в получении субсидии исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
При этом, пунктом 5 статьи 9 указанного закона установлено, что гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 названного Федерального закона не выплачивается.
Согласно Положения "О порядке возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших", утвержденного постановлением <адрес> N 29 от ДД.ММ.ГГГГ, возмещению подлежат расходы, связанные с погребением в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел (п. 3); не подлежат возмещению специализированным службам по вопросам похоронного дела расходы, связанные с погребением, в случае оплаты стоимости гарантированного перечня услуг по погребению за счет средств супруга, близких родственников.. ., или иных лиц, взявших на себя обязанности по погребению умершего (п. п. 4.1); получения социального пособия на погребение супругом, близким родственником.. ., или иным лицом, взявшим на себя обязанности по погребению умершего (п. п. 4.2).
Как полагает суд, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, законодатель предусмотрел возможность либо получения услуг по гарантированному перечню, либо денежную компенсацию в виде социального пособия на погребение, то есть только одной из указанных гарантий.
Поскольку Котлярову П.С. ОПФР по <адрес> произвело социальную выплату в размере 6 332 рубля 74 копейки за каждого из погребенных, право на выплату субсидии в соответствие с Порядком от ДД.ММ.ГГГГ №, у него не возникло.
В удовлетворении остальных требований материального характера суд отказывает поскольку они являются производными от основного требования, а в удовлетворении основного требования истцу отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Котлярова П. С. - оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.Л. Малахов