Номер дела | 2-2785/2014 ~ М-2140/2014 |
Дата суд акта | 4 ноября 2014 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокурор г. Бийска в инт Российской Федерации |
ОТВЕТЧИК | ОАО "Газпромбанк" |
Представитель истца | Педрико О.А. |
Представитель ответчика | Суслина М.А. |
Дело № 2-2785/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 ноября 2014 г.г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в лице председательствующего судьиКалинина А.В.,
при секретаре судебного заседанияЧанковой К.Ю.,
с участием представителя истцаПедрико О.А.,
представителя ответчикаСуслина М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бийска к ОАО «Газпромбанк» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Бийска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к ОАО «Газпромбанк» в лице филиала ОАО «Газпромбанк» в г. Новосибирске.
Просил признать незаконными действия ответчика по отказу в предоставлении сведений, необходимых для проведения проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, а именно сведений о счетах по состоянию на xx.xx.xxxx на муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений, а также их родственников согласно реестра, приложенного к запросу от xx.xx.xxxx; обязать ответчика предоставить указанные сведения.
В обоснование своих требований истец указал, что Прокуратурой города Бийска в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от xx.xx.xxxx __ «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на __ годы», поручения Генерального прокурора РФ содержащегося в приказе от xx.xx.xxxx __ которым утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на __ годы, организована проверка соблюдения муниципальными служащими и руководителями муниципальных учреждений обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расходах за 2013 г., установленной ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В связи с проводимой проверкой исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе, на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», xx.xx.xxxx прокуратурой г. Бийска направлено управляющей дополнительным офисом «Бийское» ОАО «Газпромбанк» Берниковой Л.E. требование, с приложением реестра муниципальных служащих и членов их семей, о предоставлении сведений о наличии у них открытых в банке счетов, с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на xx.xx.xxxx г.
Ответом управляющей филиалом «Газпромбанк» ОАО в г. Барнауле Безматерных Т.К. от xx.xx.xxxx в предоставлении запрашиваемых сведений отказано со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от xx.xx.xxxx __ и разъ -
яснением возможности предоставления таких сведений по запросам органов прокуратуры только в отношении служащих прокуратуры.
Приказом __ от xx.xx.xxxx филиал «Газпромбанк» (открытое акционерное общество» в г. Барнауле переведен с xx.xx.xxxx в статус операционного офиса «Барнаульский» Филиала «Газпромбанк» (открытое акционерное общество» в г. Новосибирске.
Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений является незаконным, поскольку из анализа правовых норм Федерального закона от xx.xx.xxxx № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также Федерального закона от xx.xx.xxxx г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», обязывающего муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы.
Поскольку противодействие коррупции - это деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от xx.xx.xxxx N 273-ФЗ), то органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением указанного Федерального закона и Федерального закона от xx.xx.xxxx г. № 25-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
При этом ссылка в ответе на Указ Президента РФ от xx.xx.xxxx __ необоснованна, поскольку утвержденным данным Указом Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной и муниципальной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, регламентируется только порядок проверки достоверности представленных сведений, осуществляемой работодателем применительно к своим служащим, а не порядок осуществления прокурорского надзора.
Верховный Суд Российской Федерации определил, что указание прокурора при обращении в суд в защиту интересов Российской Федерации на конкретный государственный орган не является необходимым условием, предусмотренным ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. Определение по делу __).
При предъявлении данного искового заявления прокурор выступает в защиту интересов государства. Отказ ОАО «Газпромбанк» в предоставлении материалов для проверки препятствует осуществлению возложенных на прокуратуру города Бийска надзорных полномочий.
Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором указано, что с доводами, изложенными в исковом заявлении прокурора г. Бийска, ответчик не согласен по следующим основаниям.
Случаи и порядок получения государственными органами и их должностными лиц информации, составляющей банковскую тайну, устанавливаются ст. 26 Федерального закона xx.xx.xxxx __ «О банках и банковской деятельности».
Поскольку запрос прокурором информации, составляющей банковскую тайну, направлен в связи с надзором за исполнением Федерального закона от xx.xx.xxxx № 273-ФЗ «О противодействии коррупции", необходимо руководствоваться частью 6 ст.26 Федерального закона от xx.xx.xxxx __ «О банках и банковской деятельности», регулирующей порядок предоставления информации, составляющей банковскую тайну, при проведении проверки в соответствии с Федеральным законом от xx.xx.xxxx __ "О противодействии коррупции».
Согласно ч. 6 ст. 26 Федерального закона от xx.xx.xxxx __ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.
Таким образом, запрос информации, составляющей банковскую тайну, в ходе проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от xx.xx.xxxx __ "О противодействии коррупции", возможен только в установленном Президентом Российской Федерации порядке.
Данный порядок определен Указом Президента РФ от xx.xx.xxxx __ "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственным служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
Данным Указом не предусматривается, что органами прокуратуры у кредитных организаций может быть запрошена информация, составляющая банковскую тайну. При этом, как следует из пункта xx.xx.xxxx названного Указа Президента РФ, запросы в кредитные организации направляются руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом РФ только в отношении своих сотрудников либо лиц, претендующих на занятие должностей в таких органах.
Непосредственно перечень утвержден Указом Президента РФ от xx.xx.xxxx __ "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
В указанном Перечне упоминаются руководители федеральных государственных органов, их специально уполномоченные заместители. С учетом этого, запросы в кредитные организации с требованием предоставить банковскую тайну,
от прокуратуры могут направить, во-первых, только Генеральный прокурор РФ либо его специально уполномоченные заместители, во-вторых, исключительно в отношении сотрудников органов прокуратуры.
Иных случаев и порядка запроса прокуратурой информации, составляющей банке тайну, законодательством не установлено.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по доводам иска.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал по доводам представленного отзыва, дополнительно пояснил, что сведения, указанные в направленных прокурором с запросом реестрах муниципальных служащих, ответчиком не оспариваются.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1,2 ст.5 Федерального Закона Федерального закона от xx.xx.xxxx N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.
При этом муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи (п.8 ч.1 ст. 12 указанного Закона).
Статьей 8 Федерального закона от xx.xx.xxxx года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Бийска организована проверка соблюдения муниципальными служащими и руководителями муниципальных учреждений обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расходах за 2013 г., установленной ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции». В связи с проводимой проверкой xx.xx.xxxx прокуратурой г. Бийска направлено управляющей дополнительным офисом «Бийское» ОАО «Газпромбанк» Берниковой Л.E. требование, с приложением реестра муниципальных служащих и членов их семей, о предоставлении сведений о наличии у них открытых в банке счетов, с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на xx.xx.xxxx г.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от xx.xx.xxxx года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координирует деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной
службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции-деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. п. "а", "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона от xx.xx.xxxx N 273-ФЗ).
Анализ правовых норм названного Закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы.
Согласно п. п. 6, 7 Национального плана противодействия коррупции на __ годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __ Генеральному прокурору Российской Федерации при ежегодном представлении в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней; Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам провести в 3 квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Пунктом xx.xx.xxxx приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от xx.xx.xxxx __ (ред. от xx.xx.xxxx) определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от xx.xx.xxxx года __ прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу п. xx.xx.xxxx ст. 4 названного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
В пункте 2 статьи 12 Федерального закона от xx.xx.xxxx N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Частью 6 ст. 20 Федерального закона от xx.xx.xxxx N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено в ч. 3 ст. 67 названного Закона.
Из системного толкования приведенных правовых норм, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от xx.xx.xxxx N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе в Российской Федерации и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах с целью проведения соответствующих проверок.
Поскольку целью истребования сведений являлась проверка прокурором исполнения муниципальными служащими и членами их семей города Бийска установленных действующим законодательством обязанностей, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, то отказ управляющего дополнительным офисом «Бийское» ОАО «Газпромбанк» в предоставлении прокурору сведений по банковским счетам и вкладам на лиц в прилагаемом к запросу списке является незаконным (основанным на неправильном применении и толковании норм материального права).
Ссылки ответчика на Указ Президента Российской Федерации __ от xx.xx.