Номер дела | 2-2176/2015 ~ М-1702/2015 |
Дата суд акта | 9 июня 2015 г. |
Категория гражданского дела | Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация ЦО по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному р/нам г. Новосибирска |
ЗАЯВИТЕЛЬ | Петрова М. В. |
Представитель истца | Шевчук А.Н. |
Представитель и+о? | Цилковская Е.В. |
Дело № 2-2176/2015
Поступило в суд: 18.05.2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2015 годаг. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в составе:
Председательствующего судьиИ. В. Павлючик,
При секретареЛ. В. Поротиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой М. В. об оспаривании действий органа государственной власти
У С Т А Н О В И Л:
Петрова М. В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти, указав, что 09.04.2015 г. она обратилась в Администрацию Центрального округа г. Новосибирска с заявлением о выдаче разрешения на снос деревьев, произрастающих вблизи дома __ по ... в г. Новосибирске.
Согласно п. xx.xx.xxxx Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, принятых решением Совета депутатов г. Новосибирска № 539 от 22.02.2012 г. администрация в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления, организует и проводит с участием заявителя обследование указанного им земельного участка (озелененной территории); по результатам обследования администрация составляет акт обследования земельного участка (озелененной территории) и акт оценки зеленых насаждений; в течение трех дней со дня обследования направляет в уполномоченный орган копию акта обследования земельного участка (озелененной территории), и предварительное заключение о возможности выдачи разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений.
Ни одно из указанных действий по её заявлению выполнено не было. Письмом от 05.05.2015 г. в ответ на её заявление было отказано в проведении вышеперечисленных действий. Из содержанияответаследует, что решение о необходимости сноса зеленых насаждений должно быть принято общим собранием собственников дома, на придомовой территории которого расположены деревья. Однако, по мнению заявителя, данный вывод не соответствует действующему законодательству РФ и вышеуказанным Правилам.
Согласно п. 8.3.2 Правил с заявлением о выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений предоставляется документ, подтверждающий согласие собственников указанного заявителем земельного участка (а не собственников квартир в доме) на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений. При этом обязанность по установлению принадлежности земельного участка (то есть его собственников) возлагается с 01.07.2012 г. на уполномоченный орган в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
У заявителя отсутствуют сведения о том, что деревья расположены именно на придомовой территории дома __ по ..., как и сведения о том, что за указанным домом в установленном порядке закреплена какая-либо придомовая территория. Отсутствуют такие сведения и в ответе администрации Центрального округа г. Новосибирска.
Точное место произрастания дерева с привязкой к строениям, сооружениям и границам земельных участков возможно установить только в процессе обследования земельного участка. До обследования и соответственно установления места нахождения подлежащих сносу деревьев установить невозможно, неизвестно на чьем земельном участке растет дерево: муниципальном или находящимся в общей собственности помещенийсоответствующего дома.
Сособственники дома по ... не являются собственниками прилегающего к дому земельного участка, так какправо собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Следовательно, для составления акта обследования земельного участка и выдачи предварительного заключения о возможности выдачи разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку земельных насаждений никаких иных документов, кроме копии свидетельства о праве собственности заявителя на квартиру в доме __ по ... и схемы расположения дома не требовалось.
Вывод заинтересованного лица о том, что необходимым условием для выдачи разрешения на снос является обращение управляющей организации с заявлением на оценку зеленых насаждений в Администрацию Центрального округа г. Новосибирска, по мнению заявителя, не соответствует действующему законодательству РФ. Согласно п. 8.3.3. Правил восстановительная стоимость зеленых насаждений рассчитывается после обследования земельного участка и составления акта обследования.
Отказ Администрации Центрального округа г. Новосибирска в выдаче разрешения на снос этих деревьев нарушает права заявителя на благоприятные условия проживания, в частности на получение того количества солнечного света, которое предусмотрено действующим законодательством для жилых помещений.
С учетом изложенного, заявитель Петрова М. В. просит признать незаконным отказ Администрации Центрального округа г. Новосибирска в удовлетворении её заявления о выдаче разрешения на снос деревьев; обязать Администрацию Центрального округа г. Новосибирска в течение пяти дней организовать и провести с участием заявителя обследование указанного ею земельного участка; по результатам обследования составить акт; в течение трех дней со дня обследования направить в уполномоченный орган копию акта обследования земельного участка и предварительное заключение о возможности выдачи разрешения на снос земельных насаждений.
В судебное заседание заявитель Петрова М. В. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л. __-37).
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Шевчук А. Н. (л. д. 11) заявление Петровой М. В. поддержал в полном объеме, пояснил в соответствии с вышеизложенным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности Цилковская Е. В. (л. д. 17) с заявлением Петровой М. В. не согласилась полностью, поддержала письменный отзыв на заявление (л. д. 12-16), дополнение к отзыву на заявление (л. д. 39- 40), указав, что мероприятия по сносу, замене, пересадке, обрезке зеленых насаждений в соответствии с пунктом 8.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, принятых решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.02.2012 № 539 (далее - Правила) выполняются собственниками земельных участков либо иными ответственными лицами в силу обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 8.3. Правил снос, замена, пересадка, обрезка деревьев, кустарников, цветников и газонов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска или государственная собственность на которые не разграничена, озелененных территориях общего пользования, а также снос деревьев на земельных участках, находящихся в собственности физических и юридических лиц, осуществляются после получения разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, выдаваемого от имени мэрии уполномоченным органом, в следующем порядке: в целях получения разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений заявитель - физическое или юридическое лицо в соответствии с пунктом 8.3.1. Правил обращается в администрацию с заявлением.
В пункте 8.3.2. Правил установлено, что с заявлением представляется пакет документов, среди которых документ, подтверждающий согласие собственников указанного заявителем земельного участка на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений (в случае, если заявителем является ответственное лицо, не обладающее правом собственности на указанный им земельный участок).
Постановлением мэрии города Новосибирска от 04.07.2014 № 5777 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений (далее - административный регламент).
Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, в том числе в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационно-телекоммуникационной сети Интернет с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, порядок и формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) мэрии города Новосибирска, предоставляющей муниципальную услугу, должностного лица мэрии либо муниципального служащего при предоставлении муниципальной услуги (подпункт 1.2 административного регламента).
Пунктом 2.8.1 административного регламента для предоставления муниципальной услуги так же предусмотрен заявительный характер.
В соответствии с подпунктом 2.8.2 административного регламента с заявлением наряду с прочими документами предоставляются документ, подтверждающий согласие собственников указанного заявителем земельного участка на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений (в случае если заявителем является ответственное лицо, не обладающее правом собственности на указанный им земельный участок); схема размещения зеленых насаждений, планируемых к сносу с привязкой к существующим зданиям, строениям, сооружениям; правоустанавливающие документы на указанный заявителем земельный участок (в случае, если заявитель является правообладателем, в отношении земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет и права на земельный участок не зарегистрированы в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Документ, подтверждающий согласие собственников указанного заявителем земельного участка на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений (в случае, если заявителем является ответственное лицо, не обладающее правом собственности на указанный им земельный участок) не входит в перечень документов, которые запрашиваются администрацией в рамках межведомственного муниципального контроля.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 административного регламента основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления и документов на получение муниципальной услуги, подготовке предварительного заключения о возможности выдачи разрешения является прием заявления и документов на предоставление муниципальной услуги в соответствии с подпунктами 2.7, 2.8.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Решение всех вопросов, связанных с ремонтом и содержанием общего имущества многоквартирного дома, в том числе и снос деревьев на придомовой территории, относится к компетенции только общего собрания собственников помещений. В ходе общего собрания собственники помещений должны принять решение о сроке выполнения и объемах работ, стоимости, а также порядке финансирования и оплате расходов соразмерно своей доле в праве общей собственности.
В соответствии с 8.3.5. Правил отказ в выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений допускается в случае несоответствия заявления и (или) представленных документов требованиям, предусмотренным подпунктами 8.3.1, 8.3.2 Правил.
Заявитель Петрова М. В., документов о том, что она является ответственным лицом либо уполномоченным представителем собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу г. Новосибирск, ... как и решения собственников о необходимости сноса деревьев, не представила.
Следовательно, необходимого пакета документов заявителем не представлено, следовательно, администрация не имела законных оснований для оказания муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны администрации в части отказа в выдаче разрешения на снос деревьев не усматривается.
И административным регламентом и Правилами предусмотрено, что только после принятия и регистрации документов, которые должны быть предоставлены одновременно с заявлением, администрация организует и проводит с участием заявителяобследования указанного им земельного участка.
Просили в удовлетворении заявленных требований Петровой М. В. отказать.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обозрев оригиналы материалов дела по обращению Петровой М. В. в Администрацию Центрального округа г. Новосибирска, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно положениям ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В пункте 28 вышеуказанного Постановления также указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что 09.04.2015 г. Петрова М. В. обратилась с заявлением в Администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска о выдаче разрешения на снос 2 деревьев, указав, что деревья произрастают в xx.xx.xxxx метрах от стены, препятствуя освещению её комнаты (л. д. 6, 18).
Согласно ответу и. о. первого заместителя главы администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска от 05.05.2015 г. Петровой М. В. разъяснено, что решение о необходимости обрезки и (или) сноса зеленых насаждений должно быть принято на собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома. Разъяснено о том, что в случае принятия решения об обрезке и сносе зеленых насаждений, управляющая организация ООО «УК Заельцовская» должна подать заявление на оценку зеленых насаждений в администрацию Центрального округа г. Новосибирска согласно правилам, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.02.2012 г. № 539 «О правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в г. Новосибирске» с приложением документа, подтверждающего согласие собственников и схемы размещения пронумерованных зеленых насаждений, планируемых к сносу или к обрезке, на топоплане в масштабе 1:500 с границами придомовой территории (л. д. 7).
На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом
Мероприятия по сносу, замене, пересадке, обрезке зеленых насаждений выполняются в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, принятыми решением Совета депутатов г. Новосибирска № 539 от 22.02.2012 г.
Из пункта 8.3 вышеуказанных Правил следует, снос, замена, пересадка, обрезка деревьев, кустарников, цветников и газонов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Новосибирска или государственная собственность на которые не разграничена, озелененных территориях общего пользования, а также снос деревьев на земельных участках, находящихся в собственности физических и юридических лиц, осуществляются после получения разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, выдаваемого от имени мэрии уполномоченным органом, в следующем порядке: в целях получения разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений заявитель - физическое или юридическое лицо в соответствии с пунктом xx.xx.xxxx Правил обращается в администрацию с заявлением.
Пунктом 8.3.2 Правил установлено, что с заявлением представляется, в том числе документ, подтверждающий согласие собственников указанного заявите