Номер дела 2-2505/2018 ~ М-1054/2018
Дата суд акта 20 июня 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела о восстановлении на работе, государственной... -> в связи с увольнением по инициативе работодателя (ст.71, 81 ТК РФ)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Востриков В. А.
ОТВЕТЧИК Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области
Представитель истца Имандосова Е.Р.
Представитель ответчика Кексель О.А.

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Центральный районный суд г.Новосибирска в составе

судьиБутырина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вострикова В. А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец Востриков В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в котором просит признать приказ от 21.02.2018 л\с о его увольнение незаконным, восстановить его на службе в ГУ МВД <адрес> в должности заместителя командира 1 роты батальона Полка ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>; взыскать с ГУ МВД России по <адрес> в его пользу денежное довольствие в размере 64 390 рублей 92 копеек в качестве среднего заработка за время вынужденного прогула по день восстановления на работе; взыскать с ГУ МВД России по <адрес> в его пользу денежную сумму в размере 30 000 рублей в качестве возмещения морального вреда за незаконное увольнение.

В обоснование иска указал, что приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л\с он был уволен со службы по п.9 ч.3 ст.82 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л\с вышеуказанный приказ о его увольнении отменен. ДД.ММ.ГГГГ он вновь уволен приказом л\с по п.9 ч.3 ст.82 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием для издания данного приказа послужило заключение по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное начальником ГУ МВД России по <адрес>. Данной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ из ГУ СБ МВД РФ поступило обращение Кислицина В.В. о том, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении последнего истцом был составлен якобы сфальсифицированный административный материал по ч 1 ст. 12.26 КоАП РФ.

С приказом об увольнении истца из органов внутренних дел он не согласен, считает его незаконным, вынесенным с нарушением процедур сроков привлечения к ответственности. Основанием проведения служебной проверки в отношении него стало обращение Кислицина В.В. о том, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ. Кислицин В.В. утверждает, что при составлении данного административного протокола истцом были сфальсифицированы документы.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ мировой судья 7 судебного участка <адрес> рассмотрел материал об административном правонарушении и признал Кислицина В.В. виновным в совершении административного правонарушения. Постановлением судьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи 7 с\у <адрес> оставлено без изменения. Постановлением заместителя председателя Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения. Учитывая вынесенные судебные акты, полагает, что Кислицин В.В. был обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ в 2016 году.

Кроме того, вменяемое истцу якобы бездействие от ДД.ММ.ГГГГ по факту непривлечения Кислицина В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, также было известно ГУ МВД, т.к. ДД.ММ.ГГГГ рассматривались обращения Кислицина В.В., и истец был привлечен к дисциплинарной ответственности. Следовательно, ГУ MBД рассматривали жалобы Кислицина В.В. необъективно, неполно, что свидетельствует о нарушении требований Закона «О рассмотрении обращений граждан». Поскольку доводы обращения Кислицина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сводились к действиям истца, осуществляемым в отношении него при производстве административных процедур, неразрывно между собой связанных, то они подлежали рассмотрению только в рамках КоАП РФ, только судом (поскольку документы в отношении Кислицина были направлены в суд и уже являлись предметом рассмотрения). В связи с чем ГУ МВД не должно было рассматривать их в рамках закона об обращениях граждан.

Таким образом, к истцу применено дисциплинарное взыскание в нарушение ст. 193 ТК РФ, а именно с момента совершения дисциплинарного проступка прошло более шести месяцев, ранее по указанным в обращении Кислицина В.В. фактам проводилась служебная проверка, по результатам которой истец уже был привлечен к дисциплинарной ответственности, т.е. привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконно и подлежит отмене.

Также при проведении служебной проверки в нарушение ст. 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации при определении вида дисциплинарного взыскания не приняты во внимание: прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

В связи с незаконным увольнением ответчик обязан выплатить истцу средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановления на работе. По состоянию на день его обращения в суд с исковым заявлением ответчик обязан выплатить 64 390 рублей 92 копейки. Незаконным увольнением со службы также истцу причинены нравствен страдания, которые он оценивает в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

В судебном заседании истец, представитель истца Имандосова Е.Р., допущенная по устному ходатайству, исковые требования поддержали, дали пояснения в соответствии с исковым заявлением.

Представитель ответчика Кексель О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Суд, выслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторонне полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).

Поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел, трудовые правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон «О службе…»), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее Закон «О полиции»).

В соответствии со ст. 27 Закона «О полиции» сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

на исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

В соответствии с ч.1 ст. 33 Федерального Закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

На основании ст.34 Закона «О полиции» на сотрудников полиции распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации в части не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине наложенных на него трудовых обязанностей.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона «О службе…», нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 49 Закона «О службе…», грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 50 Закона «О службе…», одним из видов дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, является увольнение со службы в органах внутренних дел.

В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. При этом увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.

Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ установлен порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий.

В частности, перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (часть 2 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла ст.50 «Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации», такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение со службы в органах внутренних дел может быть применен при условии совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины.

Как установлено судом, Востриков В. А. проходил службу в должности заместителя командира 1 роты 2 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску.

Приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу» истец был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основание: заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное начальником ГУ МВД России по <адрес>.

Служебная проверка была назначена ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ МВД России по <адрес>, после получения им информации от начальника смены дежурной части ГУ МВД России по <адрес> подполковника полиции о том, что по материалам оперативно-розыскной деятельности сотрудников УФСБ России по <адрес>, поступивших в межрайонный Железнодорожный СО СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело от ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, ч. 1 ст. 285 УК РФ в отношении Вострикова В.А.

Ка