Номер дела 2а-2965/2017 ~ М-1582/2017
Дата суд акта 27 апреля 2017 г.
Категория гражданского дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Копаев Р. Ю.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
Представитель ответчика Никоненко Е.Г.

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело а-

2965

/2017

27

апреля

2017г.

Центральный районный суд <адрес> в составе

судьи Бутырина А.В.,

при секретаре судебного заседания

с участием

административного истца

представителя административного ответчика

Злобиной Е.А.,

Копаева Р.Ю.

Никоненко Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Копаева Р. Ю. к мэрии <адрес> о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия,

у с т а н о в и л:

Административный истец Копаев Р.Ю. обратился в суд с административным иском к мэрии <адрес> о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия, в котором просил признать незаконным письмо административного ответчика от 24.04.2017 года об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга в специально отведенном месте между Цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 14:00 до 16:00 с предполагаемым количеством участников до 10 человек; обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в специально отведенном месте между Цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 14:00 до 16:00 с предполагаемым количеством участников до 10 человек.

В обоснование исковых требований указал, что административным истцом 24.04.2017г. административному ответчику было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга в специально отведенном месте между Цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 14:00 до 16:00 с предполагаемым количеством участников до 10 человек (далее - публичное мероприятие). ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик подготовил письмо (далее -письмо), в котором фактически отказал в согласовании публичного мероприятия, предложив альтернативное место, которое удалено от всех доступных маршрутов общественного транспорта, и не указав время, в которое может проводиться публичное мероприятие. О фактическом отказе в согласовании свидетельствует и отсутствие ответа о тематике и времени проведения публичного мероприятия заявленного на с 14:00 до 16:00 между Цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес>, в установленный срок. Административный истец считает, что административный ответчик принял незаконное решение (отказал путем направления письма в согласовании публичного мероприятия), тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия, установленные ст.31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - 54-ФЗ). У административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия, что делает данный отказ незаконным. Письмо административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца. Таким образом, есть все основания, предусмотренные п.1 ч.2 ст.227 КАС для признания незаконным решения административного ответчика, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Копаев Р.Ю. заявленные требования поддержал, указав, что в тексте искового заявления допущена описка, поскольку речь идет не о согласовании митинга, а о согласовании пикета, дал соответствующие пояснения согласно искового заявления.

Представитель административного ответчика мэрии <адрес> Никоненко Е.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, дал соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменных возражений, приобщенных к материалам дела, указав, что мэрией <адрес> соблюдены все нормы действующего законодательства и предприняты все меры для соблюдения баланса общественных интересов, уведомление истца о проведении публичного мероприятия рассмотрено в установленном порядке, даны ответы с предложениями об изменении места проведения публичного мероприятия в форме пикетирования по причине ранее поданного информационного сообщения о проведении публичного мероприятия в указанном месте в заявленное истцом время, и, соответственно, проведение двух мероприятий на одной площадке не позволит обеспечить общественный порядок и безопасность участников. Также на предложение истца об изменении времени проведения мероприятия на той же площадке, мэрией было направлено письмо с предложением провести публичное мероприятие на заявленной площадке в свободное время - с 7.00 до 9.00 час. ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец обязан доказать нарушение прав граждан. В административном исковом заявлении Копаев Р.Ю. не указал нарушенные мэрией <адрес> положения действующего законодательства о проведении публичных мероприятий. Также в заявлении не приведены доказательства того, что при проведении пикетирования в предложенном в письме мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ месте на Михайловской набережной между Октябрьским мостом и зданием по <адрес> или в предложенное в письме мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ время с 7.00 до 9.00 час. в сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> не будет достигнута цель проведения публичного мероприятия. Таким образом, в данном случае отсутствуют условия, необходимые для признания судом незаконным предложения мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об изменении места проведения публичного мероприятия. Считают заявленные Копаевым Р.Ю. требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Пунктом 1 части 3 указанной статьи установлено, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию <адрес> было подано уведомление инициативной группы граждан в составе Копаева Р.Ю. (организатор), Бабенко В.М. и Полякова В.Ю. о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 16.00 час. публичного мероприятия в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников: 10 человек, на площадке в сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес>.

Указанное уведомление было зарегистрировано за от ДД.ММ.ГГГГ в 09.57 часов.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 5 ст. 1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>» мэрия <адрес> проинформирована заявителем о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 до 21.00 час. публичного мероприятия в специально отведенном месте - в сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> обстоятельства подтверждаются допустимыми доказательствами, представленными суду административным ответчиком, которые административным истцом не оспорены, об их недействительности не заявлено.

Заявка о проведении публичного мероприятия в специально отведенном месте внесена на официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ДД.ММ.ГГГГ в 10.49 час.

В связи с указанными обстоятельствами, мэрией <адрес> подготовлено мотивированное письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Копаева Р.Ю., Бабенко В.М., Полякова В.Ю. с предложением изменить место проведения публичного мероприятия и провести пикетирование ДД.ММ.ГГГГ на Михайловской набережной на площадке между Октябрьским мостом и зданием по <адрес> Копаев Р.Ю. был проинформирован ДД.ММ.ГГГГ по телефону, указанному в уведомлении. Письмо Копаев Р.Ю. получил лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись на письме.

Письмом мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предложено изменить место проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что ранее, ДД.ММ.ГГГГ, согласно с ч. 5 ст. 1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>» мэрия <адрес> была проинформирована о проведении 29 апреля; 2017 года публичного мероприятия в сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> и, соответственно, проведение двух мероприятий на одной площадке не позволит обеспечить общественный порядок и безопасность участников.

В ответ на предложение мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Копаев Р. Ю. ДД.ММ.ГГГГ направил письмо о согласии провести
ДД.ММ.ГГГГ пикетирование до или после времени проведения другого
мероприятия на площадке в сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием
по <адрес>.

Письмом мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Копаеву Р.Ю. предложено провести заявленное публичное мероприятие в форме пикетирования сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> в свободное время - с 7.00 до 9.00 час. ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанными решениями административного ответчика, административный истец Копаев Р. Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным письма мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , содержащего предложение мэрии <адрес> об изменении места проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, и обязать мэрию <адрес> не препятствовать проведению публичного мероприятия.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, руководствуясь следующим.

Площадка в сквере между цветомузыкальным фонтаном и зданием по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п определена в качестве специально отведенного или приспособленного для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения места.

В соответствии с ч. 5 ст. 1.<адрес> от. ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>» организатор публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, не позднее пяти рабочих дней до дня проведения указанного мероприятия в письменной форме информирует местную администрацию о месте, дате и времени проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте с указанием контактного телефона или путем заполнения формы заявки о проведении публичного мероприятия в специально отведенном месте на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В силу пункта 5 части 1 статьи 12 названного закона на орган местного самоуправления возложена, в числе прочих, обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции