Номер дела 2-6706/2016 ~ М-5241/2016
Дата суд акта 25 декабря 2016 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации
ОТВЕТЧИК Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (Управлени
Представитель и+о? Представитель У.Р.

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Центральный районный суд <адрес> в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах по сетевым адресам: http://www.ntv.ru/video/1311128/, http://novosib-room.ru/novosiirskie-podrostki-vylozhili-v-set-seks-s-devyatiklassnitsei-16067//, http://gamebomb.ru/ghnews/17731, http://ren.tv/novosti/2016-09-12/ck-vozbudil-delo-posle-poeavlenia-v-internete-pornjvideo-s-novosibirskoy, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование своего иска прокурор <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации в сети «Интернет» установлены интернет-сайты с указанными адресами, на которых размещена информация о несовершеннолетней, пострадавшей в результате противоправных действий (изнасилование школьницы Новосибирска). Размещение указанной информации, видео с аудиозаписью школьницы, ее имени и фотографий (лицо размыто) позволяет прямо или косвенно установить личность несовершеннолетней. Посещение данных интернет страниц свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста или профессии, действий для подтверждения возраста не запрашивается, что не исключает просмотр видео на сайтах порнографического характера несовершеннолетними.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения.

Представитель У. Р. по <адрес> в судебное заседание не явился, представил пояснения, в которых указал, что с заявленными требованиями согласен.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что прокурором <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации в сети Интернет, проходившей в помещении прокуратуры <адрес> по адресу: <адрес>, установлены интернет-сайты с URL адресами: http://www.ntv.ru/video/1311128/, http://novosib-room.ru/novosiirskie-podrostki-vylozhili-v-set-seks-s-devyatiklassnitsei-16067//, http://gamebomb.ru/ghnews/17731, http://ren.tv/novosti/2016-09-12/ck-vozbudil-delo-posle-poeavlenia-v-internete-pornjvideo-s-novosibirskoy. По факту проверки прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт, представленный в материалы дела.

Согласно статье 2 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктами 1 и 6 статьи 10 Федерального закона 27 июля. 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со статьей 17 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерации, государства – участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с этим в пунктами 1,2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В силу пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Часть 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, частью 3 статьи 13.15 и частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Часть 3 статьи 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

Согласно статье 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статьей 9 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия, жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Размещение спорной информации, видео с аудиозаписью голоса несовершеннолетней, ее имени и фотографий (лицо размыто) позволяет прямо или косвенно установить личность несовершеннолетней. Посещение данных интернет страниц свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста или профессии, действий для подтверждения возраста не запрашивается, что не исключает просмотр видео на сайтах порнографического характера несовершеннолетними

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор, воспользовавшись своим правом, обратился в суд с указанным иском.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

С учетом установленных по делу обстоятельств, требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Заявление прокурора <адрес> в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на сайтах по сетевым адресам: http://www.ntv.ru/video/1311128/, http://novosib-room.ru/novosiirskie-podrostki-vylozhili-v-set-seks-s-devyatiklassnitsei-16067//, http://gamebomb.ru/ghnews/17731, http://ren.tv/novosti/2016-09-12/ck-vozbudil-delo-posle-poeavlenia-v-internete-pornjvideo-s-novosibirskoy, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

СудьяИ.В.Зинина