Номер дела | 2а-4899/2017 ~ М-3743/2017 |
Дата суд акта | 8 сентября 2017 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Солдатова А. С. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
Представитель истца | Чернявская А.В. |
Представитель ответчика | Никоненко Е.Г. |
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №а-
4899
/2017
08
сентября
2017г.
Центральный районный суд <адрес> в составе
судьи Бутырина А.В.,
при секретаре судебного заседания
с участием
административного истца
представителя административного истца
представителя административного ответчика
Афониной С.В.,
Солдатовой А.С,
Чернявской А.В.
Никоненко Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Солдатовой А. С. к мэрии <адрес> о признании незаконным решения об отказе в проведении пикетирования,
у с т а н о в и л:
Административный истец Солдатова А.С. обратилась в суд с административным иском к мэрии <адрес> о признании незаконным решения об отказе в проведении пикетирования от 06.09.2017 г., просит признать отказ в проведении пикетирования от ДД.ММ.ГГГГ мэрии <адрес> незаконным; обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в форме пикетирования.
В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета на аллее у здания № по <адрес> с 15:00 до 20:00. Однако, седьмого сентября 2017 года ею был получен отказ в проведении публичного мероприятия. Отказ в проведении публичного мероприятия мотивирован тем, что на территории Новосибирска в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ будут проходить дополнительные выборы депутата Законодательного <адрес> и депутата Совета депутатов <адрес>.
Полагает, что отказ в проведении публичного мероприятия носит незаконный характер, не обоснован и подлежит отмене по следующим основаниям.
Истец является совершеннолетним дееспособным лицом, к уголовной или административной ответственности не привлекалась. Места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается установлены статьёй 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и статьёй 1.2. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ. Выбранная истцом площадка к числу этих мест не относится.
Также мэрия <адрес> не доводила до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности, в случае, если мэрия <адрес> полагает, что при проведении публичного мероприятия будет нарушен запрет на проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования.
Тем самым мэрия <адрес> нарушила её право на проведении публичного мероприятия в форме пикета ДД.ММ.ГГГГ в городе Новосибирске на пл. им. Пименова, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, предусмотренное статьёй 31 Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Солдатова А.С., представитель административного истца Чернявская А.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика мэрии <адрес> Никоненко Е.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, дал соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию <адрес> административным истцом было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с 15-00 до 20-00 часов на аллее около здания 238 по <адрес> в <адрес> со стороны <адрес>, организатором публичного мероприятия указана Солдатова А. С..
Согласно уведомления, цель публичного мероприятия - Цель мероприятия: Пикет против коррупции и в целях информирования граждан о предстоящем сборе подписей в поддержку выдвижения А.Навального кандидатом в президенты России. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия -10 человек. Во время пикета будет использоваться баннерная конструкция размером 2x2 м, плакаты, флаги, средства видео- и фотофиксации и иные средства наглядной агитации.
Указанное уведомление было зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ в 16-48 часов (л.д.5).
Мэрией <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Солдатовой А.С. с отказом в согласовании проведения публичного мероприятия. В обоснование указано, что в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> будут проходить дополнительные выборы депутата Законодательного <адрес> и депутата Совета депутатов <адрес>. В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий. Согласно ч. 3 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. На основании изложенного, мэрия <адрес> отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6). Ответ получен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, согласно отметки на письме.
Не согласившись с указанным решением административного ответчика, административный истец Солдатова А.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа в проведении мероприятия, обязании ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ) определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).
В соответствии с часть 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Пунктом 1 части 3 указанной статьи установлено, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ при проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении о проведении публичного мероприятия указывается цель публичного мероприятия, форма публичного мероприятия, место проведения публичного мероприятия, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия не могут быть: лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда, лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к« административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности -соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий.
Согласно ч. 3 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Суд, рассматривая заявленные требования, приходит к выводу о незаконности отказа административному истцу в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования по основаниям, указанным в письме мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку целью проведения публичного мероприятия, указанному в уведомлении административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, не является проведение предвыборной агитации в связи с проведением дополнительных выборов депутата Законодательного <адрес> и депутата Совета депутатов <адрес>. Так, в качестве цели публичного мероприятия указано: пикет против коррупции и в целях информирования граждан о предстоящем сборе подписей в поддержку выдвижения А.Навального кандидатом в президенты России.
Таким образом, материалами дела не подтверждено, что заявленное публичное мероприятие относится к предвыборной агитации в связи с проведением дополнительных выборов депутата Законодательного <адрес> и депутата Совета депутатов <адрес>.