Номер дела 2-920/2018 (2-6285/2017;) ~ М-5166/2017
Дата суд акта 17 мая 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Прочие из пенсионного законодательства
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Мурзинцева Н. Г.
ОТВЕТЧИК Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ГУ МВД России по Новосибирсколй области
Представитель истца Харченко Ю.Г.
Представитель ответчика Авдюшкина Е.С.
Представитель и+о? Аринова Н.Ю.

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело № 2-920/2018

Решение

Именем Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзинцевой Надежды Георгиевны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании назначения и выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Истец Мурзинцева Н.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании назначения и выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным отказ в назначении Мурзинцевой Н. Г. пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации её мужа, Мурзинцева Б. Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ; обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>» назначить и выплачивать пенсию Мурзинцевой Н. Г., исходя из денежного содержания по последней замещаемой должности её бывшего мужа, Мурзинцева Б. Т. в Вооруженных силах МО РФ.

В обоснование иска указала, что она является вдовой подполковника Мурзинцева Б. Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Она является получателем пенсии по случаю потери кормильца от ГУ МВД России по <адрес>. Однако, ее муж, Мурзинцев Б. Т., прослужил в МО РФ длительное время, уволен в запас с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ по статье 48 части 1 по достижению предельного возраста пребывании и считался пенсионером МО РФ, но пенсию не получал, так как продолжал служить в налоговой полиции ведущим специалистом Аннинского МРО до 1999 года. Уволен в 1999г. приказом ФСНП РФ со службы в Федеральных органах налоговой полиции по ст. 45 п. (б) по достижении предельного возраста. Календарная выслуга у него 32 года, 07 месяцев, 02 дня из которых 4 гола он принимал участие в боевых действиях в Афганистане. В 2003 году налоговая полиция упразднена и ее функции были переданы в МВД России. Истец получает пенсию от Отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России и не имеет возможности пользоваться льготами, как вдова от МО РФ. Истец обратилась с заявлением к Военному комиссару <адрес>, в котором просила назначить ей пенсию по случаю потери кормильца по линии МО РФ. Однако, получила письменный ответ, в котором ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что последним местом службы ее мужа было управление департамента налоговой полиции РФ по <адрес>, и ее муж являлся получателем пенсии по линии МВД РФ. Права на назначение пенсии по линии Министерства обороны она не имеет. С такой позицией ответчика она категорически не согласна и полагает, что в данном случае имеет место быть нарушение ее законных прав, поскольку нормы Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не содержат подобных оснований для отказа в реализации пенсионных прав гражданина. Полагает, что в настоящее время ей наиболее выгодно получать пенсию по линии МО РФ, поэтому она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии как военнослужащему МО РФ, которое ответчиком было оставлено без удовлетворения, в связи, с чем она и обратилась в суд настоящим иском за защитой нарушенного права на пенсионное обеспечение. Истец полагает и исходит из того, что предусмотренных законом оснований для отказа в реализации права истца на получение пенсии по выслуге лет, подлежащей назначению истцу как военнослужащему до поступления на службу в органы внутренних дел, не имеется.

Истец, представитель истца Харченко Ю.Г., допущенный на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования поддержали, дали пояснения в соответствии с исковым заявлением.

Представитель ответчика Авдюшкина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по <адрес> Аринова Н.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определил условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей, где согласно пункту 1 пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон).

В соответствии со статьей 5 Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 11 Закона определен круг Федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Так, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется, в том числе:

Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Судом установлено, что истица Мурзинцева Н.Г. является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ ветерана боевых действий ведущего специалиста Аннинского МРО Управления ФСНП РФ по <адрес> подполковника налоговой полиции Мурзинцева Б. Т..

С 1966 года по 1994 год Мурзинцев Б.Т. проходил военную службу по контракту и приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 48 пункт 1 - по истечении срока военной службы и достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

После увольнения с военной службы Мурзинцев Б.Т. был принят на службу в органы налоговой полиции.

Мурзинцев Б. Т., бывший ведущий специалист Аннинского МРО УФСНП РФ по <адрес>, уволен по статье 45 «б» - по достижении предельного возраста в 1999 году из органов налоговой полиции (приказ ФСНП РФ от ДД.ММ.ГГГГ) в звании подполковник налоговой полиции, то есть последним местом его службы были федеральные органы налоговой полиции.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее -Закон) является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).

Пунктами "а" и "б" части первой статьи 11 Министерство обороны Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации отнесены к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение указанных лиц и их семей в зависимости от последнего места службы.

Так, Министерством обороны Российской Федерации пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона лиц осуществляется: - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 Закона, а также их семей;

Согласно статьи 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью.

Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.

Из правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 23-П, следует, что общий порядок выплаты пенсий, предусмотренный Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", "основан на принципе ведомственной ответственности за организацию пенсионного обеспечения лиц, на которых распространяется его действие, в зависимости от последнего места их службы, а также обязательности своевременного и полного перечисления необходимых для этого денежных средств, что требует установления контролируемого государством механизма расходования бюджетных средств, учитывающего специфику регулирования пенсионного обеспечения соответствующих категорий граждан".

Таким образом, в Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...и их семей» прямо предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости от последнего места службы, т.е. вне зависимости от того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги, и без учета желания бывшего военнослужащего. Поскольку супруг истицы обратился за получением пенсии по выслуге после увольнения из органов налоговой полиции, которые стали для него последним местом службы, то в соответствии с п. "б" ст. 11 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." органом, ответственным за его пенсионное обеспечение, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Согласно расчета выслуги лет на пенсию полковника налоговой полиции Мурзинцева Б. Т. последним его местом службы было ФСНП Российской Федерации по <адрес> (приказом от ДД.ММ.ГГГГ Мурзинцев Б.Т. уволен по п. б. ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации по достижении предельного возраста).

Мурзинцев Б. Т. получал пенсию по линии МВД России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет.

Истцу Мурзинцевой Н. Г. пенсия назначена ГУ МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 28 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...и их семей» , как на 1 члена семьи в размере 40% от денежного довольствие в сумме 11897 руб. 22 коп. в месяц.

Следовательно, как следует из вышеуказанных норм, пенсионное обеспечение Мурзинцева Б.Т. должно было осуществляться Министерством внутренних дел Российской Федерации, право на получение пенсии по линии Министерства обороны РФ у истицы не возникло, поскольку право на пенсионное обеспечение вдовы Мурзинцева Б.Т. - Мурзинцевой Н.Г производно от его права. В связи с тем, что Мурзинцев Б.Т. не обращался и не получал пенсию за выслугу лет в Министерстве обороны Российской Федерации, у истицы отсутствует право на получение пенсии по случаю потери кормильца в Министерстве обороны Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Мурзинцевой Н. Г. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании назначения и выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

СудьяА.В. Бутырин