Номер дела | 2-1872/2016 (2-8284/2015;) |
Дата суд акта | 20 апреля 2016 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Мельников К. А. |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
Представитель и+о? | Солонина Л.Н. |
Представитель и+о? | Новоселова А.Ф. |
Представитель ответчика | Владимирова Т.Б. |
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
21 апреля 2016 г.
Центральный районный суд <адрес>
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием
представителя ответчика
Бутырина А.В., Злобиной Е.А.,
Владимировой Т.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова К. А. к мэрии <адрес> о признании отказа в выдаче субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших незаконным, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Истец Мельников К.А. обратился в суд с иском к к мэрии <адрес> о взыскании гарантированного перечня услуг, в котором просит признать действия мэрии <адрес>, в лице руководителя департамента земельных и имущественных отношений, выразившихся в отказе на получения субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших –незаконными; обязать мэрию <адрес> выплатить субсидию на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших в сумме 8372-48 рублей из расчета 4186-26 рублей на одного умершего; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5000-00 рублей; взыскать с ответчика денежные средства в сумме 20 000-00 рублей за услуги представителя; взыскать государственную пошлину в размере 400-00 рублей.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Мэрию <адрес> с заявкой на получение субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших Солонина Л. Н., Новоселова А. Ф. на общую сумму 8372-48 рублей из расчета 4186-26 рублей на одного умершего. ДД.ММ.ГГГГ исх. № Мэрией <адрес>, в лице руководителя департамента земельных и имущественных отношений было отказано в получении субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших, со ссылкой на постановление мэрии <адрес>. Истец считает, что отказ на получение субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших, является не обоснованным и нарушает его законные права и интересы. На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О погребении и похоронном деле» с изменениями и дополнениями, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Таким образом, истец, как лицо, ответственное за захоронение, имеет право на получение субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших, утвержденного постановлениями мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению составляет 10 519-00 рублей на одного умершего, получено из средств Федерального бюджета (Пенсионный фонд РФ) 6332-74 рубля; 10 519-00 рублей (стоимость гарантированного перечня услуг по погребению) - 6332-74 рубля (сумма полученная из Федерального бюджета) = 4186-26 рублей (на одного умершего)*2(умерших) = 8372-48 рублей.
Истец о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Владимирова Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле", стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Из материалов дела судом установлено, что Мельников К.А. осуществил за свой счет, в соответствии со статьей 10 ФЗ "О погребении и похоронном деле", погребение умерших Солониной Л.Н., Новоселовой А.Ф.
ОПФР по <адрес> по заявлению Мельникова К.А. произвела выплаты социальных пособий заявителю в размере 12 665 руб. 48 коп., из расчета 6 332 руб. 74 коп. на каждого умершего. Указанное обстоятельство, а равно и размер произведенных выплат сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № определена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (путем предания тела (останков) умершего земле) в размере 10 519 рублей.
Полагая, что разница между произведенной ОПФР по <адрес> выплатой и стоимостью услуги по гарантированному перечню подлежит возмещению в размере 4 186 рублей 26 копеек из расчета за каждого из погребенных, Мельников К.А. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> с заявками на получение субсидий на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших Солониной Л.Н., Новоселовой А.Ф.
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю было отказано в истребуемой выплате.
Согласно статье 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена ведомственная целевая программа "Развитие сферы похоронного дела в <адрес>" на 2014-2016 годы, целью и задачей которой является, в том числе, организация ритуальных услуг.
Согласно Порядку, утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений, субсидии предоставляются муниципальным специализированным службам по вопросам похоронного дела (кроме муниципальных учреждений), созданным на основании муниципального правового акта мэрии <адрес>, предоставляющим услуги по гарантированному перечню в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес> и муниципальными правовыми актами <адрес> (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункта 2.1 названного Порядка, субсидии предоставляются на возмещение разницы между стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, установленной правовым актом мэрии <адрес>, и стоимостью возмещения указанных услуг в части, превышающей размер возмещения стоимости услуг Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также из федерального и областного бюджетов, на погребение следующих категорий умерших:
не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего;
состоящих на день смерти на учете в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Специализированными службами по вопросам похоронного дела в <адрес> являются МУП <адрес> "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Похоронный Дом "ИМИ" и МУП <адрес> "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги".
Таким образом, Мельников К.А. не относится к перечню лиц, определенному Порядком от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предоставляются субсидии на возмещение разницы между стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, установленной правовым актом мэрии <адрес>, и стоимостью возмещения указанных услуг в части, превышающей размер возмещения стоимости услуг Пенсионным фондом Российской Федерации.
Помимо прочего, суд отказывает Мельникову К.А. в получении субсидии исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
При этом, пунктом 5 статьи 9 указанного закона установлено, что гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 названного Федерального закона не выплачивается.
Согласно Положения "О порядке возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших", утвержденного постановлением <адрес> N 29 от ДД.ММ.ГГГГ, возмещению подлежат расходы, связанные с погребением в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел (п. 3); не подлежат возмещению специализированным службам по вопросам похоронного дела расходы, связанные с погребением, в случае оплаты стоимости гарантированного перечня услуг по погребению за счет средств супруга, близких родственников.. ., или иных лиц, взявших на себя обязанности по погребению умершего (п. п. 4.1); получения социального пособия на погребение супругом, близким родственником.. ., или иным лицом, взявшим на себя обязанности по погребению умершего (п. п. 4.2).
Как полагает суд, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, законодатель предусмотрел возможность либо получения услуг по гарантированному перечню, либо денежную компенсацию в виде социального пособия на погребение, то есть только одной из указанных гарантий.
Поскольку Мельникову К.А. ОПФР по <адрес> произвело социальную выплату в размере 6 332 рубля 74 копейки за каждого из погребенных, право на выплату субсидии в соответствие с Порядком от ДД.ММ.ГГГГ №, у него не возникло.
В удовлетворении остальных требований материального характера суд отказывает поскольку они являются производными от основного требования, а в удовлетворении основного требования истцу отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Иск Мельникова К. А. к мэрии <адрес> о признании отказа в выдаче субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших незаконным, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Бутырин А.В.
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Дело №
Решение
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес>
в составе председательствующего - судьи
при секретаре судебного заседания
с участием
представителя ответчика
Бутырина А.В., Злобиной Е.А.,
Владимировой Т.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова К. А. к мэрии <адрес> о признании отказа в выдаче субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших незаконным, взыскании денежных средств,
руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Иск Мельникова К. А. к мэрии <адрес> о признании отказа в выдаче субсидии на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших незаконным, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Бутырин А.В.