Номер дела 2-171/2017 (2-4897/2016;) ~ М-3195/2016
Дата суд акта 24 мая 2017 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор Ленинского района города Новосибирска
ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
ОТВЕТЧИК МКУ города Новосибирска "Горсвет"
ОТВЕТЧИК Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска
Представитель истца Сниккарс А.Н.

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело -

171

/2017

25

мая

2017 г.

Центральный районный суд <адрес> в составе

судьи Бутырина А.В.,

при секретаре Румыниной Я.В.,

с участием

прокурора Сниккарс А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к мэрии <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «Горсвет» о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнений просит обязать мэрию <адрес> оборудовать автомобильную дорогу, проходящую от <адрес> до <адрес>, протяженностью 2 191 м. тротуарами, в соответствии с п. 6.10 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительств, планировка и застройка городских и сельских поселений», остановочный пункт «жилмассив Затон» оборудовать в соответствии с п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходным переходом, указанный пешеходный переход оборудовать в соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» Правил дорожного движения, разметкой, стационарным наружным освещением.

Представитель истца помощник прокурора <адрес> Сниккарс А.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, на удовлетворении настаивала.

Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

Суд, с согласия истца, на основании ст. 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства наличия тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и государства.

Согласно пп.6 ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ «Об автодорогах»), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пп. 1 ст. 3 ФЗ «Об автодорогах», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пп. 5 ст. 3 ФЗ «Об автодорогах», элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> совместно с ОГИБДД Управления МВД России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес>.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) в качестве задачи правового регулирования в указанной сфере определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2 Закона обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ст. 21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе выездной проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по <адрес> Коцюком И.И. установлено, что от <адрес> в поселок «Затон» идет автомобильная дорога без названия, ширина проезжей части от 6 до 7 метров, протяженность 2 191 м. На пересечении данной дороги и <адрес> расположена общеобразовательная школа (<адрес>). Учащиеся школы проживают на <адрес>.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В соответствии с п. 6.10 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», дороги и улицы городов должны быть оборудованы тротуарами.

Пунктом 6.17 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 563-а «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования <адрес>» установлено, что дороги на территории <адрес> должны быть оборудованы тротуарами.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных норм законодательства автомобильная дорога без названия, проходящая от <адрес> до <адрес> не имеет тротуара, освещения, частично отсутствует обочина.

В ходе дополнительной выездной проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по <адрес> Коцюком И.И. установлено, что от <адрес> в поселок «Затон» идет автомобильная дорога без названия, ширина проезжей части от 6 до 7 метров, протяженность 2 191 м. На пересечении данной дороги и <адрес> расположена общеобразовательная школа (<адрес>). Учащиеся школы проживают на <адрес>.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В соответствии с п. 6.10 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», дороги и улицы городов должны быть оборудованы тротуарами.

Пунктом 6.17 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -а «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования <адрес>» установлено, что дороги на территории <адрес> должны быть оборудованы тротуарами.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных норм законодательства автомобильная дорога без названия, проходящая от <адрес> до <адрес> не имеет тротуара, на остановке общественного транспорта «жилмассив Затон» отсутствует пешеходный переход, стационарное освещение.

Нарушения, допущенные мэрией <адрес> в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса создают реальную угрозу для жизни и здоровья в первую очередь несовершеннолетних (учащихся СОШ ), а также для иных участников дорожного движения. Мэрия <адрес>, как орган, ответственный в соответствии с законом за содержание автомобильных дорог, является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.6 ст. 13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 3 ст. 15 и ст. 34 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности, в том числе финансированию содержания автомобильных дорог возложена на мэрию <адрес>.

Пункт 2.1 главы 2 Положения о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, являющимся структурным подразделением мэрии <адрес>, предусматривает основные задачи указанного Департамента, в том числе дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бездействие мэрии <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. Неисполнение ответчиком требований закона по надлежащему содержанию дорог на территории района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

В данном случае имеется правовая необходимость в судебной защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

В связи с чем, суд находит заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению.

С учётом обстоятельств дела, характера выявленных нарушений, сезонности проведения работ, суд считает возможным установить срок для исполнения настоящего решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к мэрии <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «Горсвет» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

обязать мэрию <адрес> оборудовать автомобильную дорогу, проходящую от <адрес> до <адрес>, протяженностью 2 191 м. тротуарами, в соответствии с п. 6.10 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», остановочный пункт «жилмассив Затон» оборудовать в соответствии с п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходным переходом, указанный пешеходный переход оборудовать в соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» Правил дорожного движения, разметкой, стационарным наружным освещением, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Бутырин А.В.