Номер дела | 2-468/2014 (2-5840/2013;) ~ М-5611/2013 |
Дата суд акта | 17 марта 2014 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Иванов А. О. |
ОТВЕТЧИК | ФКУ "УФО МО РФ по НСО" |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФГУ " Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ |
Представитель истца | Переверзева Н.С. |
Представитель ответчика | Чистов А.А. |
Представитель истца | Осинцева Н.В. |
Дело № 2-468/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2014 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьиДемичевой Н.Ю.,
При секретаре Сырмич Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Иванова А.О. к юл1, юл2 о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов А.О. обратился в суд с иском к юл1 о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с /дата/. по /дата/. в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в юл3. Досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа юл2 № от /дата/. В установленном законом порядке он был признан нуждающимся в жилом помещении, снят с данного учета в связи с заключением с ним юл4 договора социального найма № от /дата/. Ему была предоставлена на состав <данные изъяты> человек трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии со ст. 15.1 закона «О статусе военнослужащих» предельная норма жилого помещения на его семью должна быть <данные изъяты> кв.м. Таким образом, превышение нормы составило <данные изъяты> кв.м. Ему было предложено доплатить собственные денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. в качестве компенсации затрат бюджета на счет юл1». Данную сумму он перечислил. Однако в настоящее время, считая, что ни Жилищный кодекс РФ, ни иной федеральный закон или нормативно-правовой акт не наделяют министра обороны РФ полномочиями по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, полагает, что данная сумма была получена ответчиком от него незаконно. Считает данные денежные средства неосновательным обогащением и просит их взыскать с ответчика, а также просит взыскать проценты за пользования этими средствами за период с /дата/. по /дата/. (по день предъявления иска в суд) в сумме <данные изъяты> руб.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика было привлечено юл2.
В судебном заседании истец Иванов А.О. и его представитель Переверзева Н.С. настаивали на удовлетворении заявленных требований и взыскании указанных денежных средств с ответчика юл1, также просили о возмещении за счет ответчика расходов на услуги представителя в размере <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика юл1 Чистов А.А. исковые требования не признал, пояснил, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку выступало только как администратор доходов; учреждение не имеет отношения к распределению жилых помещений, к решению вопроса о предоставлении жилых помещений определенной площади, данные денежные средства, уплаченные истцом добровольно были перечислены в федеральный бюджет.
Представитель ответчика юл2 в судебное заседание не явился, извещен, возражений по ходатайству не предоставил.
Представитель третьего лица юл4 Осинцева Н.В. просила в иске отказать, ссылаясь на доводы письменного отзыва (л.д.64-65, 118-120), пояснила, что при предоставлении Иванову А.О. жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., большей, чем ему положено в силу закона, он добровольно согласился с условием компенсации затрат федерального бюджета за счет собственных средств в размере <данные изъяты> руб. и уплатил данную сумму. Правом на отказ от предоставленного жилого помещения с условием компенсации Иванов А.О. не воспользовался. Возражала против того, что данная сумма является неосновательным обогащением, поскольку денежные средства истцом Ивановым А.О. были уплачены в связи с предоставлением ему жилого помещения и с согласия самого истца.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что Иванов А.О. проходил службу по контракту в юл3. В связи с организационно-штатными мероприятиями на основании приказа юл2 № от /дата/. он был досрочно уволен с военной службы. Общая выслуга лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляет <данные изъяты> мес. (л.д.9,10).
В установленном законом порядке Иванов А.О. был признан нуждающимся в жилом помещении, снят с данного учета в связи с заключением с ним юл4 договора социального найма № от /дата/. (л.д.7,84,85).
Иванову А.О. на состав семьи из <данные изъяты> человек была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно извещению юл4 о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от /дата/. № Иванову А.О. на состав семьи в количестве <данные изъяты> человек с нормой предоставления жилого помещения до <данные изъяты> кв.м. предоставлена вышеуказанная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. При этом Иванову А.О. предлагается за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади предоставляемого жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра, утвержденной приказом юл2 от /дата/. № в размере <данные изъяты> руб., - общая сумма компенсации составит <данные изъяты> руб. х <данные изъяты> = <данные изъяты> руб. (л.д.67).
Как следует квитанции юл5 от /дата/., денежная сумма в качестве компенсации затрат федерального бюджета по приказу юл2 <данные изъяты> года № в размере <данные изъяты> руб. была перечислена Ивановым А.О. на лицевой счет юл1 (л.д.8).
По общему правилу, приведенному в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011г. №1450 (ДСП) утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения.
Однако, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства Российской Федерации не наделяют Министра обороны Российской Федерации правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета, т.е. без какой-либо доплаты с их стороны.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма является безвозмездным.
Приказ Министра обороны РФ №1450 (ДСП) (л.д.110-112) не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован для всеобщего ознакомления и в соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений. Согласно приказу Министра обороны РФ №1154 от 28 апреля 2012 года Приказ Министра обороны РФ №1450 (ДСП) признан утратившим силу.
В нарушение требований ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» после внесения заявителем денег в юл1 право собственности на спорную квартиру у истца Иванова А.О. не возникло, и ее правообладателем продолжала оставаться <данные изъяты>.
В силу ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
Поскольку законом, либо иным нормативно-правовым актом не предусмотрено право взимания денежных средств за предоставление на условиях социального найма жилого помещения, большего по площади, чем предусмотренное нормами закона, то уплаченная в связи с этим денежная сумма является неосновательным обогащением.
При этом доводы представителя третьего лица о том, что поскольку денежные средства истцом Ивановым А.О. были уплачены в связи с предоставлением ему жилого помещения и с согласия самого истца, а, значит, нет неосновательного обогащения ответчика, суд находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм права.
Так, из анализа вышеприведенной ст. 1102 ГК РФ следует, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение совершено за счет другого лица; отсутствие правовых оснований - приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке (договоре).
Соответственно, для уд