Номер дела 2а-1522/2018 ~ М-174/2018
Дата суд акта 15 февраля 2018 г.
Категория гражданского дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Алтыбаев Б. Н.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области
Представитель истца Ильченко М.Е.
Представитель ответчика Горетая В.И.

Дело а-1522/2018

Поступило в суд 19.01.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

15 февраля 2018г.<адрес>

Центральный районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьиПоротиковой Л.В.,

при секретаре судебного заседанияСтариковой М.А.,

с участием представителя административного истцаИльченко М.Е.,

представителя ответчикаГоретой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алтыбаева Б. Н. к главному управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику в котором просил признать незаконным решение об отказе в удовлетворении требования об отмене решения о неразрешении въезда в Р. Ф. в отношении Алтыбаева Б.Н., возложении обязанности принять решение об отмене решения о неразрешении въезда в Р. Ф. Алтыбаеву Б.Н.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Заельцовским районным судом <адрес> Алтыбаев Б.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда. Постановление вступило в законную силу и добровольно исполнено Алтыбаевым Б.Н. в установленный законом срок, а именно ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением суда Алтыбаев Н.Б. самостоятельно покинул территорию Российской Федерации.

После его выезда за пределы Российской Федерации, а именно ДД.ММ.ГГГГ между Алтыбаевым Б.Н. и гражданской РФ Филипповой Н.М. был заключен брак, для чего гражданкой РФ Филипповой Н.М. был осуществлен выезд на территорию Республики Узбекистан для оформления брачных отношений.

Таким образом, Алтыбаев Б.Н. добросовестно исполнил и продолжает исполнять возложенные на него решением суда обязанности. Кроме того, Филиппова Н.М., проживая в городе Новосибирске имеет в собственности квартиру, официально трудоустроена, постоянно поддерживает связь с Алтыбаевым Б.Н. посредством телефонной и интернет связи.

ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца было подано заявление об отмене решения о запрете въезда в Р. Ф., в котором он просил отменить указанное решение. В ответ на заявление представителя административного истца Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по <адрес> было отказано в его удовлетворении, разъяснено, что представление о запрете въезда на территорию Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в силу требований закона. Считает, что фактически административным ответчиком не дана оценка новым обстоятельствам, на которые ссылался административный истец, а именно: заключение брака с гражданской Российской Федерации, наличие фактических брачно-семейных отношений, как на возможность пересмотра принятого ранее решения о запрете въезда на территорию Российской Федерации.

На основании изложенного, административный истец считает отказ административного ответчика в отмене решение о запрете въезда на территорию Российской Федерации незаконным, поскольку решение о запрете въезда истца в Р. Ф. влечет за собой разрыв семейных отношений, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, считает, что вынесенное ответчиком решение нарушает его права, предусмотренные Конституцией РФ, международными нормативными актами, и просит суд признать незаконным и отменить решение управления по вопросам миграции ГУ МВД России по НСО о запрете взъезда в РФ.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля супруга административного истца Филиппова Н.М. пояснила суду, что с истцом знакома около 4 лет, с 2015 года они совместно проживали в ее квартире. Они познакомились в момент когда истец занимался отделочными работами в ее квартире. Официально свои отношение не оформляли, в период совместного проживания истец никогда не выезжал за пределы Российской Федерации, не был зарегистрирован в ее квартире, занимался отделочными работами без официального оформления трудовых отношений, никогда ей не рассказывал о легальности его нахождения на территории РФ, а она этим вопросам не интересовалась. После его задержания сотрудниками полиции ей стало известно о том, что истец нелегально находится на территории Российской Федерации. При рассмотрении дела Заельцовским районным судом <адрес> она в судебном заседании не присутствовала, судье о наличии семейных отношений не говорила, о наличии таковых не говорил и истец, однако почему он этого не сказала она пояснить не может. После того как судом было принято решение о его выдворении, истец выехал за пределы РФ, после чего, попросил ее приехать и зарегистрировать брак, в целях получения возможности вернуться на территорию РФ легальным способом. Так же пояснила, что на территории <адрес> у истца родственников не имеется, родители, братья и сестры истца проживают в месте с ним на территории Р. Узбекистан.

Представитель ГУ МВД России по <адрес> в судебном заседании требования административного иска не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям (л.д.59-61), указав, что ДД.ММ.ГГГГ в результате совершения Алтыбаевым Б.Н. административного правонарушения и принятия решения о его выдворении, было утверждено представление о неразрешении въезда в РФ в отношении административного истца, в силу положений п.2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Таким образом, утвержденное представление является лишь последствием, принятой судом меры административной меры в силу закона. Просила суд в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Алтыбаев Б.Н. является гражданином Республики Узбекистан, прибыл на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии уклонялся от выезда с территории РФ, не принимал мер к оформлению регистрации по месту пребывания, к оформлению патента на работу и иным образом не оформлял законность своего пребывания на территории РФ. Имеющаяся у него регистрация по месту пребывания закончилась ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени истец уклонялся от выезда за переделы РФ, пребывал на территории РФ без законных к тому оснований.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Заельцовского районного суда <адрес> по делу об административном правонарушении Алтыбаев Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, подвергнут административному штрафу в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в добровольном контролируемом порядке (л.д.9).

Административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей административным истцом исполнено ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, что подтверждается чек-ордером (л.д. 10). Наказание в виде административного выдворения административным истцом также исполнено ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со сведениями указанными в представлении о неразрешении (отмене решения о неразрешении) въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения в полном объеме всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами с момента его вступления в законную силу.

В силу п.п. 2 ч.1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Р. Ф." въезд в Р. Ф. иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В связи с указанной нормой права и наличием вступившего в законную силу постановления Заельцовского районного суда <адрес> об административном выдворении Алтыбаева Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ начальником управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> утверждено представление о неразрешении взъезда в РФ в отношении Алтыбаева Б.Н.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 628-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2667-О и др.).

Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Р. Ф." в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана", согласно которому суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате Р. налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в Р. гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Р. Ф..

Из материалов дела следует, что Алтыбаев Б.Н. прибыл на территорию РФ в ДД.ММ.ГГГГ, срок разрешенного пребывания на территории РФ у него закончился по истечении 90 дней с момента прибытия, с учета по месту пребывания он был снят еще ДД.ММ.ГГГГ и более нигде на регистрационный учет не вставал, мер к оформлению разрешения на временное нахождение на территории РФ не предпринимал. За время нахождения на территории РФ Алтыбаев Б.Н. официально не трудоустроился, патент на работу не оформлял, в брак с гражданкой РФ Филипповой Н.И. вступил уже после вынесения решения оспариваемого решения, детей, родившихся на территории РФ не имеет. Родители, братья и сестры, т.е. семья истца вместе с ним проживают на территории Р. Узбекистан, где он в настоящее время и находится, на территории РФ у истца родственников не имеется, недвижимости не имеется, официального места работы и регистрации по месту жительства истец на территории РФ также не имеет. Кроме того, из пояснений свидетеля Филипповой Н.М. следует, что брак между ней и истцом заключался с целью получения разрешения на въезд на территорию Российской Федерации.

Таким образом, проживание истца в РФ носило разовый характер, обстоятельства, касающиеся проживания иностранного гражданина в Российской Федерации связаны лишь с незаконностью действий (бездействий) Алтыбаева Н.Б., а именно выражавшиеся в частности в том, что проживая на территории РФ. Алтыбаев Н.Б. не соблюдал требования Р. законодательства, налогов не платил, официально трудоустроен не был, проживал на временные заработки; собственного жилого помещения на территории Российской Федерации не имел, т.к. проживал в квартире Филипповой Н.М.; законопослушным поведением не отличался, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ пребывал на территории РФ не законно, мер к оформлению документов, позволяющих пребывать на территории РФ на законных основаниях, а также мер к оформлению гражданства РФ не предпринимал.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 2; статья 62, часть 3). Такие случаи, по смыслу статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина", касаются лишь тех прав и обязанностей, которые возникают и осуществляются в силу особой связи между Российской Ф. и ее гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 902-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 628-О и др.).

Соответственно, на территории Российской Федерации лицам, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, должна быть обеспечена возможность реализации прав и свобод, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, а также государственная, включая судебную, защита от дискриминации на основе уважения достоинства личности (статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2) с учетом того, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, признает право на беспрепятственный в нее въезд только за Р. гражданами (статья 27, часть 2), а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - лишь за теми, кто законно находится на территории России (статья 27, часть 1). Эти конституционные требования подлежат соблюдению и при определении и применении правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также норм об ответственности за их нарушение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 628-О).

Такой вывод соотносится с предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ее статьями 3 и 8, а также с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), провозглашающей, в частности, что ее положения не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся условий пребывания на его территории иностранцев, или вводить различия между его гражданами и иностранцами и как допускающие незаконное присутствие иностранца в государстве (пункт 1 статьи 2).

Исходя из этого для иностранных граждан и лиц без гражданства пребывание (проживание) в России обусловлено, по общему правилу, визовым или иным разрешением, а за государством остается суверенное право отказать им в пребывании (проживании) на своей территории, притом что, по смыслу статей 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, это предполагает установление федеральным законом разумных и соразмерных мер принуждения без умаления прав человека и неправомерного их ограничения при справедливом соотношении публичных и частных интересов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П и др.).

В силу приведенных конституционных и международно-правовых установлений государство правомочно использовать действенные законные средства, которые позволяли бы, согласно правово