Номер дела | 2-1463/2018 ~ М-92/2018 |
Дата суд акта | 24 апреля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | не указан |
ОТВЕТЧИК | не указан |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | не указан |
Представитель и+о? | Представители П.Н. |
Дело №КОПИЯ
Поступило в суд 15.01.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года<адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьиПоротиковой Л.В.,
при секретаре судебного заседанияПуховской Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эйбауэр В. А. к мэрии <адрес>, министерству труда и социального развития Н. <адрес>, министерству финансов и налоговой политики Н. <адрес>, П. Н. <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к мэрии <адрес>, просил обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, взыскать расходы, связанные с арендой жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда из расчета 13 000 руб. ежемесячно, а также судебные расходы.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика было привлечено министерство труда и социального развития Н. <адрес>, министерство финансов и налоговой политики Н. <адрес>, П. Н. <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.
Представители мэрии <адрес>, министерства социального развития Н. <адрес> в судебном заседании исковые требования не признали и дали пояснения согласно письменным возражениям.
Представители П. Н. <адрес> и министерства финансов и налоговой политики Н. <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены судом надлежащим образом, представили в материалы дела отзывы, в которых против удовлетворения заявленных требований возражали.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Эйбауэр В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является Эйбауэр М.Ю., отцом Эйбауэр А.Ф. (л.д.68).
Отец истца Эйбауэр А.Ф. скончался ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67), мать истца на основании решения суда была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Эйбауэр В.А.
Приказом администрации <адрес> истец был включен в сводный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Эйбауэр В.А. является студентом ГБПОУ НСО «Н. РК» по очной форме обучения. На оснвоании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Эйбауэр В.А. было предоставлено место в жилой комнате общежития, расположенного по адресу: 2-й пер. Пархоменко, <адрес>, 26, где истец проживал до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Эйбауэр В.А. было установлено попечительство Мыльниковой Л.М. на основании приказа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од, в связи с чем истец покинул общежитие и стал проживать совместно с попечителем по адресу: <адрес>
Как следует из пояснений истца, с момента достижения им совершеннолетия он уехал от попечителя и стал проживать в арендованном жилом помещении, расположенном, расположенном по адресу: <адрес>, арендная плата в месяц составляла 13 000 руб., однако на момент принятия судом решения, истец пояснил, что выехал из арендованного жилого помещения, и в настоящее время проживает совместно со своим старшим братом в его квартире.
Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий, комнаты 26 здания общежития ГБПОЛУ НСО «Н. речной колледж», предоставленная истцу комната в общежитии пригодна для проживания.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по Н. <адрес>, у истца отсутствуют, принадлежащие ему на праве собственности, какие-либо жилые помещения. Из справки МКУ <адрес> «РК» следует, что истец право на приватизацию жилого помещения не использовал.
У суда отсутствуют сведения о наличии у истца жилого помещения, на которое у него было право владение, пользование и распоряжения.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В соответствии со статьей 1 закона Н. <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Н. <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Н. <адрес> субвенций из областного бюджета Н. <адрес>
В силу пункта 1 статьи 2 закона Н. <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 8 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Н. <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование истца о предоставлении жилого помещения, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилищное законодательство Российской Федерации, в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договор специализированного найма жилого помещения.
Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.
При таких обстоятельствах, суд полагает требование истца о возложении на мэрию <адрес> обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м за счет средств областного бюджета Н. <адрес> законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Законных оснований для установления ответчику срока для исполнения решение суда у суда не имеется, поскольку вышеуказанное законодательство не содержат указания на предоставление жилых помещений данной категории граждан в течение определенного срока.
Требование истца о взыскании с мэрии <адрес>, понесенных им расходов по оплате арендной платы, ввиду проживания в съемной квартире, удовлетворению не подлежит в силу нижеследующего.
Постановлением П. Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О компенсации платы за наем жилого помещения" (далее - постановление о компенсации) на период реализации государственной программы Н. <адрес> "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Н. <адрес> на 2014 - 2019 годы", утвержденной постановлением П. Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, установлена дополнительная мера социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления компенсации платы за наем жилого помещения и утвержден порядок предоставления компенсации платы за наем жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, компенсация платы за наем жилого помещения (далее - компенсация платы), расположенного на территории Н. <адрес>, предоставляется заявителю в отношении одного жилого помещения, ее размер не может превышать 5000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории муниципального района, 10000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории городского округа (за исключением <адрес>, рабочего поселка Кольцово), 15000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории <адрес>, рабочего поселка Кольцово.
Согласно пункту 3 Порядка, компенсация платы предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - заявители).
Компенсация платы предоставляется нуждающимся в ней заявителям. Критерием нуждаемости в компенсации платы является наличие по независящим от заявителя причинам среднемесячного дохода (если он прожи