Номер дела 2-1443/2012 (2-6376/2011;) ~ М-5117/2011
Дата суд акта 24 мая 2012 г.
Категория гражданского дела Другие жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Пономарёва Л. В.
ОТВЕТЧИК Администрация Новосибирской области
Представитель ответчика Назиуллин А.Р.
Представитель и+о? Петросян Е.О.
Представитель и+о? Лебедева Е.А.

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело -

1443

/2012

24

мая

2012 г.

Судья Центрального районного суда <адрес> Бутырин А.В.,

при секретаре судебного заседания

с участием:

представителя ответчика

представителя третьего лица <адрес>

представителя третьего лица Министерства социального развития <адрес>

Семеновой Е.Е.,

Назиуллина А.Р.

Петросян Е.О.

Лебедевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению , действующей в интересах несовершеннолетней , к Мэрии <адрес> об обязывании предоставления жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец Пономарева Л.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетенй с иском к <адрес>, в котором просит вынести решение об обязывании ответчика предоставить по договору социального найма любое жилье, пригодное для проживания в зимнее время , но только не койко-место.

Определение судьи с согласия истца была произведена замена ответчика на надлежащего Мэрию <адрес>.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ее бывший муж, Лысенко внезапно сменил замки в дверях, заменил дверь на окно и не запустил ее больше в дом с тремя детьми, не отдав при этом ни вещей, ни мебели, ни документов. От перенесенного тяжелейшего стресса истица тяжело заболела. Ее дочь не смогла выйти в школу из за отсутствия одежды, школьных принадлежностей, отсутствия жилья. Они вынуждены были скитаться. Ребенка оформили в приют. Посторонние люди - администрация школы, инспектора по делам несовершеннолетних при ОВД <адрес>, уведомили органы опеки и попечительства, что оставлена без попечения родителей. Лысенко предъявил иск о признании их прекратившими права пользования жилым помещением, ему удалось сфальсифицировать гражданское дело на их выселение из квартиры и суд вынес решение о признании их прекратившими права пользования жилым помещением. Она тяжело больна, не способна в полном объеме выполнять родительское попечение, её отец наотрез отказался предоставлять ей жилье и защищать её законные интересы и права в суде. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших возраста 14 лет, признается место жительство законных представителей опекунов, попечителей и родителей. Местом жительства истицы являлась доля жилого дома, расположенного по адресу <адрес> Б, исходное от нее право пользования долей жилого дома, другого жилья ребенок после выселения не приобрела.

Истец о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Несовершеннолетняя Дударькова В.Г. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Назиуллин А.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения в соответствии с письменным отзывом, приобщенным к материалам дела.

Представители третьих лиц <адрес> Петросян Е.О., Министерства социального развития <адрес> Лебедева Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании не признали заявленные требования, дали пояснения в соответствии с письменными отзывами, приобщенными к материалам дела.

Третье лицо Дударьков Г.Л. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Привлеченный к участию в деле орган опеки и попечительства <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дело в их отсутствие.

Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ и с согласия участвующих лиц полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна представить суду доказательства тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

Судом установлено, что истица является матерью несовершеннолетней .

Несовершеннолетняя зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой (л.д.198).

По данному адресу места жительства также зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается адресной справкой (л.д.199), являющийся отцом , что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.8).

Суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение по договору социального найма предоставляется:

малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и. подлежащего налогообложению;

иным определенным действующим законодательством категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно статье 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых посещениях устанавливается законом соответствующего субъекта.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Истица в исковом заявлении просит суд принять решение об обязывании ответчика предоставить по договору социального найма любое жилье пригодное для проживания Дударьковой Вирсавии Геннадьевне, ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их нрав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых,когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона ""О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Необходимо отметить, что вышеуказанным Законом устанавливаются меры государственной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтённых в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения им 23 лет.

Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 5, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях и относящимся к категории: «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, попечительством» - наделены органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления). Жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам данной категории по договорам социального найма исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 15 квадратных метров общей площади на человека. В соответствии со статьей 6 вышеуказанного закона, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета <адрес> на очередной финансовый год.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в <адрес> по договорам социального найма» предусмотрено, что для принятия на учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в исполнительный орган представляется:

заявление о принятии на учет по форме, утвержденной <адрес>;

справка территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую по каждому дееспособному члену семьи гражданина;

копия решения органа опеки и попечительства об установлении над ними опеки (попечительства).

Подача указанного заявления с соответствующими документами является выражением волеизъявления лиц, претендующих на внеочередное предоставление жилых помещений, и необходимым условием реализации их права.

Дударькова В.Г. не относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и к иным категориям граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

На истца дополнительные гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот не рас­пространяются, поскольку доказательств того, что Дударькова В.Г. относится к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено.

При этом права несовершеннолетних детей, в том числе права на жилое помещение, производны от прав их родителей.

Как установлено судом, Дударькова В.Г. зарегистрирована и проживает по месту жительства своего отца , - по адресу: <адрес>, что подтверждается адресными справками (л.д.197,198).

Кроме того, согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете органами ме­стного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в НСО по договорам социального найма», учет детей сирот осуществляется по месту их выявления и первич­ного учета. Доказательства, свидетельствующие о том, что Дударькова В.Г. выявлена и первично учтена на территории <адрес>, отсутствуют.

Истица не представила доказательств обращения в органы местного самоуправления, а также документов, которые определяли бы Дударькову В.Г., как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма.

При установленных судом обстоятельствах, оценив в совокупности и их взаимной связи доводы и доказательства, предоставленные сторонами и участвующими лицами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Пономаревой, действующей в интересах несовершеннолетней , к Мэрии <адрес> об обязывании предоставления жилого помещения оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.В.Бутырин