Номер дела | 2-2527/2018 ~ М-1226/2018 |
Дата суд акта | 29 мая 2018 г. |
Категория гражданского дела | Социальные споры -> Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Воробей Н. А. |
ОТВЕТЧИК | Министерство труда и социального развития Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МКУ Центр "Теплый дом" |
Представитель ответчика | Смагина Н.П. |
Представитель ответчика | Мизина Е.Г. |
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьиАлександровой Е.А.,
при секретареБруеве Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробей Н. А. к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Воробей Н.А., 05 августа 1997 года рождения, обратился в суд с иском, в котором просит обязать мэрию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в МКУ Центр «Теплый дом» (бывший МКУС(К) д/<адрес>) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), на полном государственном обеспечении.
В соответствии с приказом <адрес> от 30.01.2017г., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
До настоящего времени жилое помещение не получил. Закрепленного на праве собственности жилого помещения не имеет либо на праве пользования по договору социального найма, что подтверждается ответом управления по жилищным вопросам мэрии <адрес>.
Поскольку истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в его собственности жилого помещения не имеется, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору он не является, достиг возраста 18 лет, мэрия обязана предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика был привлечено к участию в деле Министерство финансов и налоговой политики <адрес>.
Истец Воробей Н.А., в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что проживает совместно с женой Воробей Н.А., дочерью Воробей Л.Н., по адресу <адрес>, принадлежащей мэрии <адрес>, предоставлена по коммерческому найму, наниматель Воробей Т.Ф. – мать истца. В собственности жилого помещения нет.
Представитель ответчика мэрии <адрес>, Смагина Н. П., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседание возражала против удовлетворения искового заявления. Представила справку об отсутствии финансирования, поддержала доводы возражения (л.д. 23-25) в полном объеме. Пояснила, что выполнение обязанности по предоставлению помещения истцу является затруднительным из-за отсутствия финансирования.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития <адрес> Мизина Е. Г., на основании доверенности от 13.02.2018г. возражала против удовлетворения требований по основаниям указанным в письменных возражениях (л.д. 34-36).
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представили письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 27-29).
Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представили отзыв (л.д. 42-43), считают, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица - МКУ Центр «Теплый дом» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, Воробей Н. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживал в МКУ Центр «Теплый дом» (бывший МКУС(К) д/<адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по 01.09.2014г., что подтверждается справкой МКУ Центр «Теплый дом» (л.д. 13).
Согласно приказу главы администрации <адрес> от 30.01.2017г. Воробей Н.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 11).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит под порядковым номером в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями - 883 (л.д. 16).
Согласно выписке из домовой книги от 23.04.2018г., Воробей Н.А. совместно с матерью Воробей Т.Ф., братом Воробей А.П. и дочерью Воробей Л.Н. проживают по адресу <адрес> (л.д. 52).
Воробей Н.А. состоит в зарегистрированном браке с Воробей Н.В. (добрачная фамилия Гребнева), что усматривается из свидетельства о заключении брака (л.д. 53).
Кроме этого, судом установлено, что у Воробей Н.А. и его дочери Воробей Л.Н. недвижимого имущества не имеется на территории <адрес> (л.д. 46-51).
У супруги истца – Воробей Н.В. имеется ? доли общей долевой собственности земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д. 50).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования <адрес>. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.
В силу п. 4 ч. 1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Органом, обязанным предоставить Воробей Н.А. жилое помещение, является мэрия <адрес> в силу <адрес> «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению граждан жилыми помещениями».
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Воробей Н.А. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.
Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета <адрес>.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».
Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам <адрес>.
Суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований истца в связи с наличием у его супруги ? доли в общей долевой собственности земельного участка и жилого дома в <адрес>. Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, истец в собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения социального найма