Номер дела | 2а-2512/2018 ~ М-1174/2018 |
Дата суд акта | 17 мая 2018 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Царьков В. В. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление по вопросам миграции,Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области |
Представитель истца | Шмаков Е.А. |
Представитель ответчика | Горетая В.И. |
Центральный районный суд <адрес>
Максима Горького, ул., <адрес>, 630099
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьиАлександровой Е.А.,
при секретареБруеве Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Царькова В. В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконным действий должностных лиц,
у с т а н о в и л:
Административный истец Царьков В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать действия Главного Управления МВД РФ по <адрес> об отказе в принятии заявления о признании носителем русского языка незаконными, установить отсутствие полномочий у секретаря комиссии Главного Управления МВД РФ по <адрес> на решение вопроса о том, доказывает ли представленный вместе с заявлением иностранного гражданина или лица без гражданства иной документ наличие у указанного лица родственников, обязать Главное Управление МВД РФ по <адрес> принять заявление о признании административного истца носителем русского языка для его рассмотрения комиссией Главного Управления МВД РФ по <адрес> о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, признать действия Главного Управления МВД РФ по <адрес> по не даче ответов на два из трех заявленных вопросов в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в Управление по вопросам миграции Главного Управления МВД РФ по <адрес> заявление о признании его носителем русского языка. К заявлению были приложены все необходимые документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения. Однако должностное лицо административного ответчика, принимающее заявление, отказалось принимать заявление, мотивировав это тем, что заявление содержит «неполный пакет документов, приложенных к нему». В частности должностное лицо ссылалось на то, что представленных документов недостаточно для того, чтобы подтвердить наличие родственника по прямой восходящей линии, ранее постоянно проживавшего на территории СССР. Также должностное лицо заявило, что справки, выданные на территории Украины, хотя и заверенные надлежащим образом, не могут подтверждать факт постоянного проживания на территории РСФСР. Кроме этого, должностное лицо отказалось предоставлять письменный отказ в принятии заявления, либо представить конкретный перечень документов, которые административный истец должен дополнительно предоставить для успешной подачи заявления.
Кроме этого, административный истец полагает, что административным ответчиком нарушено право на рассмотрение его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, так как в ответе на указанное заявление не содержится ответов на два вопроса из трех.
В связи с указанными обстоятельствами административный истец считает действия административного ответчика незаконными и просит устранить нарушения его прав.
Истец Царьков В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
В судебном заседании представитель административного истца Шмаков Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал доводы, изложенные в административном иске, просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Горетая В.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что Царьков В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к начальнику Главного Управления МВД РФ по <адрес>, в котором просил признать действия сотрудников УВМ ГУ МВД по <адрес> по отказу в принятии заявления о признании носителем русского языка незаконными и обязать принять указанное заявление. В указанном заявлении административный истец также просил разъяснить ему какие документы могут подтвердить факт проживания дедушки на территории села Месинговка, <адрес> и <адрес> в РСФСР. Кроме этого, просил разъяснить какие документы (с указанием их перечня) могут подтвердить факт постоянного проживания дедушки на территории РСФСР (л.д. 110-112).
Из ответа на указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ Управления по вопросам миграции Главного Управления МВД РФ по <адрес> усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался по вопросу подачи документов о признании его носителем русского языка в комиссию ГУ МВД России по <адрес>. В ходе приема установлено, что в представленных документах сведениях, подтверждающие факт проживания близких родственников по прямой восходящей линии (дедушки) на территории России (РСФСР) отсутствуют, в связи с чем заявление о признании носителем русского языка не представилось возможным принять. Секретарем комиссии ГУ МВД России по <адрес> было рекомендовано представить недостающие документы (л.д. 113-114).
Указом Президента РФ утверждено Положение «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании п. 16.1 указанного Положения, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации (ч. 4 указанного закона).
По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (ч. 5 Закона).
Для решения вопросов, связанных с признанием иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, формируются комиссии территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, что предусмотрено в Приказе МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».
Приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана комиссия ГУ МВД России по <адрес> по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Указанным приказом утверждено Положение о комиссии ГУ МВД России по <адрес> по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
Из указанного Положения усматривается, что в функции комиссии входят принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, проверка соответствия заявлений к требованиям к форме заявления, проведение собеседования с иностранным гражданином (лицом без гражданства) для принятия решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо решения о непризнании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
На основании п. 4.5 указанного Положения, секретарь комиссии принимает заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, которые докладывает председателю комиссии в 2-х дневный срок для назначения заседания комиссии.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в обязанности секретаря комиссии входят полномочия по принятию заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а рассмотрение заявлений, в том числе на проверку его соответствия требуемой форме, относится к полномочиям комиссии, состав которой предусмотрен в п. 4.2 Положения и состоит из председателя, заместителя председателя, членов комиссии, формируемых из специалистов отдела по вопросам гражданства и секретаря.
Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, при обращении Царькова В.В. с заявлением о признании его носителем русского языка, ему секретарем комиссии было отказано в принятии заявления в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт проживания родственников по прямой восходящей линии на территории России (РСФСР).
Вместе с тем, указанные вопросы о соответствии заявления, в том числе с точки зрения полноты документов, подтверждающих факт проживания родственников по прямой восходящей линии на территории России (РСФСР), относится к полномочиям комиссии, а не секретаря комиссии, к полномочиям которого отнесено принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, что прямо предусмотрено Положением о комиссии, утвержденного Приказом ГУ МВД России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ №. Иного в упомянутом Положении не содержится.
При этом, ссылки административного ответчика на то, что к полномочиям секретаря комиссии отнесена проверка подаваемых заявлений о признании носителем русского языка и приобщенных к ним документов на соответствие действующему законодательству и принятие данных заявлений для рассмотрения комиссией, в случае их соответствия законодательству, противоречат как Приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, так и Положению о комиссии, утвержденного Приказом ГУ МВД России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, в п. 3.16 приложения № Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что заявление о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка должно содержать сведения, в том числе отметку секретаря комиссии о проверке и принятии заявления, а также об удостоверении подлинности подписи заявителя, что подразумевает проверку заявления с точки зрения приобщенных к нему документов и при этом секретарь не может давать оценку полноты представленным документам.
Кроме этого, как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, в случае недостаточности приобщенных документов, комиссия может дополнительно запросить необходимые документы у заявителя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании действий административного ответчика об отказе в принятии заявления о признании носителем русского языка подлежит удовлетворению.
Для восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на ГУ МВД России по <адрес> Управления по вопросам миграции обязанность в принятии у Царькова В.В. заявления о признании носителем русского языка для рассмотрения его комиссией ГУ МВД России по НСО.
При этом, удовлетворяя административный иск в данной части, суд не выходит за рамки заявленных требований и не рассматривает вопрос об установлении представленных Царьковым В.В. документов на предмет их достаточности для признания его носителем русского языка, так как данный вопрос входит исключительно в компетенцию комиссии ГУ МВД России по <адрес>, решение которой, в случае несогласия с ним, заявитель в дальнейшем вправе обжаловать.
Суд не находит оснований для удовлетворения иных заявленных требований административного истца на основании следующего.
Административный истец просит установить отсутствие полномочий у секретаря комиссии ГУ МВД России по <адрес> по решению вопроса о допустимости приобщенных к заявлению о признании носителем русского языка документов.
Вместе с тем, как усматривается из Положения о комиссии ГУ МВД России по <адрес>, секретарь входит в состав комиссии и соответственно принимает участие в составе комиссии при проверке соответствия заявлений при принятии решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо решения о непризнании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
Требования административного истца о признании незаконными действий ГУ МВД России по <адрес>, выразившиеся в не предоставлении ответа на два из трех вопросов, указанных в его заявлении, суд находит несостоятельными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из ответа на обращение административного истца, Царькову В.В. разъяснено какие документы могут подтвердить факт постоянного проживания близкого родственника по прямой восходящей линии на территории РФ, либо на территории, относившейся к Российской Империи или СССР, в пределах государственной границы РФ. При этом, в ответе содержатся также ссылки на нормативные правовые акты. Кроме этого, в ответе административному истцу было рекомендовано обратиться за консультацией с указанием адреса и часов приема, где ему может быть предоставлена дополнительная информация.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил :
Административное исковое заявление Царькова В. В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконным действий должностных лиц – удовлетворить частично.
Признать действия Главного Управления Министерства внутренних дел России по <адрес> по отказу в принятии заявления о признании носителем русского языка – незаконными.
Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел России по <адрес> принять заявление Царькова В. В. о признании его носителем русского языка для рассмотрения комиссией Главного Управления Министерства внутренних дел России по <адрес> по признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
В остальной части административного иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «07» июня 2018 года.
СудьяподписьЕ.А. Александрова
Подлинник решения находится в гражданском деле №а-2512/2018 Центрального районного суда <адрес>.