Номер дела | 2-5038/2017 ~ М-3840/2017 |
Дата суд акта | 7 декабря 2017 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | не указан |
ОТВЕТЧИК | не указан |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | не указан |
Представитель истца | Буряченко В.У. |
Представитель ответчика | Лебедева Е.А. |
Представитель ответчика | Смагина Н.П. |
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №2-
5038
/2017
07
декабря
2017г.
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Бруеве Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумской Т. С. к министерству социального развития Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, министерству финансовой и налоговой политики Новосибирской области, Бюджетному учреждению республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец Сумская Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ответчикам и с учетом уточнения исковых требований, просит обязать администрацию Чемальского района Республики Алтай исключить истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать мэрию г. Новосибирска включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать мэрию г. Новосибирска предоставить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированное жилое помещение, заключаемое сроком на пять лет, в виде благоустроенной квартиры, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м.
В обоснование искового заявления указывает, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Зыряновского районного суда Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ родители были лишены родительских прав. Распоряжением администрации <адрес> Республики Алтай №-р от ДД.ММ.ГГГГ, истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа для обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>. В период с 2011 по 2015 г. проходила обучение в Алтайском государственном университете, получила диплом с отличием. ДД.ММ.ГГГГ, окончив университет, прибыла в <адрес> для дальнейшего проживания и трудоустройства. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности менеджера по подбору персонала в (ОАО) Банк «Левобережный» в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Министерство социального развития <адрес> с просьбой о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ с отказом.
Полагая, что истец имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства в <адрес>, обратилась с указанным иском в суд.
Истец Сумская Т.С. в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения поддержала, просила указанные требования удовлетворить.
Представитель истца - Буряченко В.У., допущенная по ходатайству истца, также поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика министерства социального развития <адрес> Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 34-38).
Представитель ответчика мэрии <адрес> Смагина Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Бюджетного учреждения республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики – Правительство Новосибирской области, министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, привлеченные ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие. Кроме того, представили письменные отзывы на исковое заявление.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В статье 3 вышеназванного федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Приведенной нормой Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений перечисленным в ней категориям лиц по месту их жительства, а к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено лишь определение порядка предоставления таких жилых помещений.
Законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет
Судом установлено, что родители истца лишены родительских прав в отношении нее – Сумской Т.С., на основании решения Зыряновского районного суда Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
Судом также установлено, что истец Сумская Т.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа для обеспечения жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 5). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди – 22 (л.д. 14).
В настоящее время истец проживает в городе Новосибирске и зарегистрирована по адресу: <адрес>, что усматривается из выписки из домовой книги (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ Сумская Т.С. обратилась в министерство социального развития <адрес> с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства – в <адрес>.
На основании ответа министерства социального развития <адрес>, Сумской Т.С. отказано в предоставлении жилого помещения в <адрес>, так как она включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении социальной защиты населения <адрес> Республики Алтай (л.д. 6).
На основании ч. 2 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, имеет заявительный характер.
Как установлено судом и не оспаривается истцом, Сумская Т.С., проживая в <адрес> с 2016 года, с заявлением до этого периода времени в администрацию соответствующего района <адрес> не обращалась, вопрос о предоставлении ей мер социальной защиты не ставила. Реализовала свое право на включение в соответствующий список на территории иного субъекта – Республике Алтай.
При обращении истца с настоящим исковым заявлением, она достигла возраста 24 лет, доказательств наличия места жительства на территории г. Новосибирска до достижения 23 лет и невозможности ранее реализации права на обеспечение жилым помещением на территории данного субъекта не представлено.
При этом Сумская Т.С. в Республике Алтай реализовала свое право на включение ее в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а поскольку данное право предоставляется однократно, то повторное обращение, а равно как и учет лица в двух списках разных субъектов Российской Федерации одновременно, либо перевод из списка одного субъекта Российской Федерации в список другого субъекта законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Указание Сумской Т.С. на ее проживание в настоящее время в г. Новосибирске не может признано состоятельным, поскольку ранее она реализовала свое право на включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Алтай и где подлежала однократному обеспечению жилым помещением специализированного фонда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление Сумской Т.С. не подлежит удовлетворению, поскольку она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ином субъекте, включение ее в соответствующий список на территории иного субъекта носит исключительно заявительный характер. Доказательств, что она обращалась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Новосибирской области, не имеется. Также не подлежит удовлетворению и требование об исключении истца из списков, поскольку данная процедура также носит заявительный характер, а как установлено судом, Сумская Т.С. с заявлением об исключении ее из списка администрацию <адрес> не обращалась. Кроме того, из норм Федерального закона следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, в связи с чем при исключении Сумской Т.С. из списка, в котором она в настоящее время состоит, будет нарушено право истца на предоставление жилого помещения в дальнейшем.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сумской Т. С. к министерству социального развития Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, министерству финансовой и налоговой политики Новосибирской области, Бюджетному учреждению республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям г. Новосибирска - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.
Судья подпись Е.А. Александрова
Решение суда в окончательной форме изготовлено «20» декабря 2017 года.
Судья подпись Е.А. Александрова
«Копия верна»
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-5038/2017 Центрального районного суда г. Новосибирска.
Судья _________
Секретарь _________