Номер дела 2-5038/2017 ~ М-3840/2017
Дата суд акта 7 декабря 2017 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ не указан
ОТВЕТЧИК не указан
ТРЕТЬЕ ЛИЦО не указан
Представитель истца Буряченко В.У.
Представитель ответчика Лебедева Е.А.
Представитель ответчика Смагина Н.П.

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

5038

/2017

07

декабря

2017г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.А.,

при секретаре Бруеве Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумской Т. С. к министерству социального развития Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, министерству финансовой и налоговой политики Новосибирской области, Бюджетному учреждению республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец Сумская Т.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ответчикам и с учетом уточнения исковых требований, просит обязать администрацию Чемальского района Республики Алтай исключить истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать мэрию г. Новосибирска включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать мэрию г. Новосибирска предоставить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированное жилое помещение, заключаемое сроком на пять лет, в виде благоустроенной квартиры, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м.

В обоснование искового заявления указывает, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Зыряновского районного суда Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ родители были лишены родительских прав. Распоряжением администрации <адрес> Республики Алтай -р от ДД.ММ.ГГГГ, истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа для обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>. В период с 2011 по 2015 г. проходила обучение в Алтайском государственном университете, получила диплом с отличием. ДД.ММ.ГГГГ, окончив университет, прибыла в <адрес> для дальнейшего проживания и трудоустройства. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности менеджера по подбору персонала в (ОАО) Банк «Левобережный» в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Министерство социального развития <адрес> с просьбой о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ с отказом.

Полагая, что истец имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства в <адрес>, обратилась с указанным иском в суд.

Истец Сумская Т.С. в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения поддержала, просила указанные требования удовлетворить.

Представитель истца - Буряченко В.У., допущенная по ходатайству истца, также поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика министерства социального развития <адрес> Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 34-38).

Представитель ответчика мэрии <адрес> Смагина Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика Бюджетного учреждения республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики – Правительство Новосибирской области, министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, привлеченные ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие. Кроме того, представили письменные отзывы на исковое заявление.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В статье 3 вышеназванного федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Приведенной нормой Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений перечисленным в ней категориям лиц по месту их жительства, а к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено лишь определение порядка предоставления таких жилых помещений.

Законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет

Судом установлено, что родители истца лишены родительских прав в отношении нее – Сумской Т.С., на основании решения Зыряновского районного суда Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).

Судом также установлено, что истец Сумская Т.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа для обеспечения жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 5). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди – 22 (л.д. 14).

В настоящее время истец проживает в городе Новосибирске и зарегистрирована по адресу: <адрес>, что усматривается из выписки из домовой книги (л.д. 30).

ДД.ММ.ГГГГ Сумская Т.С. обратилась в министерство социального развития <адрес> с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства – в <адрес>.

На основании ответа министерства социального развития <адрес>, Сумской Т.С. отказано в предоставлении жилого помещения в <адрес>, так как она включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении социальной защиты населения <адрес> Республики Алтай (л.д. 6).

На основании ч. 2 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом.

Таким образом, включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, имеет заявительный характер.

Как установлено судом и не оспаривается истцом, Сумская Т.С., проживая в <адрес> с 2016 года, с заявлением до этого периода времени в администрацию соответствующего района <адрес> не обращалась, вопрос о предоставлении ей мер социальной защиты не ставила. Реализовала свое право на включение в соответствующий список на территории иного субъекта – Республике Алтай.

При обращении истца с настоящим исковым заявлением, она достигла возраста 24 лет, доказательств наличия места жительства на территории г. Новосибирска до достижения 23 лет и невозможности ранее реализации права на обеспечение жилым помещением на территории данного субъекта не представлено.

При этом Сумская Т.С. в Республике Алтай реализовала свое право на включение ее в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а поскольку данное право предоставляется однократно, то повторное обращение, а равно как и учет лица в двух списках разных субъектов Российской Федерации одновременно, либо перевод из списка одного субъекта Российской Федерации в список другого субъекта законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Указание Сумской Т.С. на ее проживание в настоящее время в г. Новосибирске не может признано состоятельным, поскольку ранее она реализовала свое право на включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Алтай и где подлежала однократному обеспечению жилым помещением специализированного фонда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление Сумской Т.С. не подлежит удовлетворению, поскольку она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ином субъекте, включение ее в соответствующий список на территории иного субъекта носит исключительно заявительный характер. Доказательств, что она обращалась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Новосибирской области, не имеется. Также не подлежит удовлетворению и требование об исключении истца из списков, поскольку данная процедура также носит заявительный характер, а как установлено судом, Сумская Т.С. с заявлением об исключении ее из списка администрацию <адрес> не обращалась. Кроме того, из норм Федерального закона следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, в связи с чем при исключении Сумской Т.С. из списка, в котором она в настоящее время состоит, будет нарушено право истца на предоставление жилого помещения в дальнейшем.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Сумской Т. С. к министерству социального развития Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, министерству финансовой и налоговой политики Новосибирской области, Бюджетному учреждению республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям г. Новосибирска - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.

Судья подпись Е.А. Александрова

Решение суда в окончательной форме изготовлено «20» декабря 2017 года.

Судья подпись Е.А. Александрова

«Копия верна»

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-5038/2017 Центрального районного суда г. Новосибирска.

Судья _________

Секретарь _________