Номер дела | 2-3940/2017 ~ М-2681/2017 |
Дата суд акта | 7 ноября 2017 г. |
Категория гражданского дела | О взыскании страхового возмещения (выплат)... -> по договору ОСАГО |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Примак К. А. |
ОТВЕТЧИК | Публичное акционерное общество "САК "Энергогарант" |
Представитель истца | Титовский А.В. |
Представитель ответчика | Трунин Е.Э. |
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №2-
3940
/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07
ноября
2017г.
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Бруеве Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Примак К. А. к Публичному акционерному обществу «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» о взыскании страхового возмещения,
У С Т А Н О В И Л:
Примак К.А., через своего представителя по доверенности Титовского А.В., обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика в ее пользу страховое возмещение в размере 371 000 руб., расходы по оценке ущерба в размере 2500 руб., пени в размере 3710 руб. за каждый день просрочки за период с 27.05.2017г. по день вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 185500 руб., расходы на представителя в размере 30000 руб., расходы на оплату нотариальной доверенности на представление интересов в размере 2030 руб.
В обоснование иска ссылается на то, что 19.04.2017 г. в 22 час. 25 минут произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Хонда Цивик, г/н № под управлением <данные изъяты>. и ВАЗ 21093, г/н № под управлением <данные изъяты> Виновником данного ДТП признан водитель автомобиля <данные изъяты> Гражданская ответственность истца застрахована в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ». 12.05.2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о страховой выплате с предоставлением всех необходимых документов. Страховой компанией произведен осмотр поврежденного транспортного средства и ущерб оценен в размере 29000 рублей. В связи с несогласием истца с суммой страховой выплаты, обратилась в ИП Балашов А.В. для проведения независимой экспертизы. Согласно заключению № 077/17 от 06.06.2017 г. стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 403 200 рублей.
Полагая, что в связи с этим, у Примак К.А. возникло право требовать сумму невозмещенного страхового ущерба и дополнительных выплат, последняя обратилась в суд с данным иском.
Истец Примак К.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Титовский А.В., действующий на основании доверенности от 04 июля 2017 года, в судебном заседании пояснил, что активированные подушки безопасности загораживали видимость и влияли на безопасность для дорожного движения, данные элементы были демонтированы с транспортного средства в условиях СТОА и в дальнейшем утрачены. Истец свой автомобиль представила для проведения судебной экспертизы. Представитель истца полагает, что предъявление для осмотра автомобиля судебному эксперту без системы безопасности не может расцениваться как уклонение Примак К.А. от проведения судебной экспертизы, так как в материалах дела содержатся цветные фотографии повреждений автомобиля и акты осмотра. Кроме этого, представитель истца уточнил исковые требования, полагал, что необходимо руководствовать стоимостью восстановительного ремонта при условии срабатывания системы подушек безопасности, в связи с чем просил взыскать сумму страхового возмещения в размере 371 000 руб., расходы по оценке ущерба в сумме 2500 руб., штраф в размере 185500 руб., неустойку в размере 400000 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб., расходы на представителя в сумме 30000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности в сумме 2030 руб. Исковое заявление, с учетом уточнения, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Трунин Е.Э., действующий на основании доверенности от 30 ноября 2016 года, в судебном заседании представил письменный отзыв на исковое заявление. Полагал, что с учетом проведенной судебной экспертизы требования истца не подлежат удовлетворению исходя из расчета судебного эксперта при условии естественной активации (срабатывания) системы безопасности. Кроме этого, просил уменьшить размер неустойки и штрафа на основании ст. 333 ГК РФ.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со статьей 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно пункту 3 указанной статьи вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Порядок и сроки удовлетворения требований потерпевших - владельцев транспортных средств, застраховавших свою гражданскую ответственность, о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу определяются Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В силу ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.
В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а) в случае полной гибели имущества потерпевшего - в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;
б) в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
В силу положений п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, в силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судебным разбирательством установлено, что истец Примак К.А. является собственником автомобиля Хонда Цивик, г/н № (л.д. 2-3).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 22 час. 25 минут произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Хонда Цивик, г/н № под управлением Халмурзаева А.А. и ВАЗ 21093, г/н № под управлением Жуковец А.В. (л.д. 5).
Виновником данного ДТП признан водитель автомобиля Жуковец А.В., который нарушил п. 13.9 Правил дорожного движения РФ (л.д. 6).
Гражданская ответственность истца застрахована в ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» (л.д. 4).
Совокупность указанных доказательств подтверждает факт наступления страхового случая, доказательств иного ответчиком не представлено. Напротив, факт наступления страхового случая представителем ПАО САК «Энергогарант» не оспаривался.
Согласно заключению ООО «Независимый Эксперт» № ЭН-1761 от 25 мая 2017 года, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Хонда Цивик, г/н № в результате повреждений, полученных 19 апреля 2017 года, составляет 29000 руб. (л.д. 51-54).
Не согласившись с указанной выплатой, истец обратилась к ИП Балашов А.В., согласно результатов которой, сумма восстановительного ремонта составила 403 200 руб. (л.д. 8-27).
06 июня 2017 года Примак К.А. обратилась в страховую организацию ответчика с досудебной претензией, в которой просила о возмещении стоимости причиненного ущерба в полном объеме в размере 371 000 руб., а также дополнительных выплат (л.д. 28).
В ответе на претензию ответчиком указано, что требования по возмещению стоимости восстановительного ремонта выполнены в полном объеме и с соблюдением сроков (л.д. 29).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика была назначена судебная экспертиза. Перед экспертом были поставлены следующие вопросы: Провести диагностику автомобиля Хонда Цивик, г/н № на предмет установления причин срабатывания или искусственного раскрытия системы безопасности (SRS-Airbag). С учетом ответа на первый вопрос определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля Хонда Цивик, г/н №, по устранению повреждений полученных в ДТП 19.04.2017, с учетом износа на дату ДТП в соответствии с Положением Центрального Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (л.д. 87-89).
Согласно заключению ООО «СИБЭКОМ», при ответе на первый вопрос экспертом указано, что при подключении диагностического оборудования для считывания информации с блока управления системой SRS установлена потеря связи с SRS, при снятии облицовки консоли АКПП выявлено отсутствие блока управления системой SRS на исследуемом транспортном средстве. В связи с отсутствием на исследуемом транспортном средстве блока управления SRS, решить поставленный вопрос экспертным путем не представляется возможным. При ответе на второй вопрос, в связи с тем, что не представляется возможным установить была ли активирована система пассивной безопасности SRS-Airbag автомобиля истца в результате ДТП, или имело место быть искусственное раскрытие (имитация срабатывания) системы безопасности SRS-Airbag, экспертом произведен расчет стоимости восстановительного ремонта для следующих условий:
- при условии естественной активации (срабатывания) системы безопасности SRS-Airbag, что с учетом износа на дату ДТП составляет 441200 руб.;
- при условии искусственного раскрытия (имитации срабатывания) системы безопасности SRS-Airbag, что с учетом износа на дату ДТП составляет 42 900 руб. (л.д. 94-110).
У суда нет сомнений в достоверности выводов эксперта, экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, эксперт был предупреждён об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения; проведена лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленного перед ним вопроса. Кроме того, суд не располагает сведениями о заинтересованности или некомпетентности эксперта; экспертному исследованию был подвергнут необходимый и достаточный материал, содержащийся в материалах гражданского дела.
Кроме этого, допрошенный в судебном заседании эксперт <данные изъяты> пояснил, что им был исследован автомобиль истца и было обнаружено, что система безопасности SRS, а также блок SRS сняты с автомобиля в полном объеме. При этом демонтировать блок системы безопасности возможно только в условиях СТО, в обычных условиях его очень сложно демонтировать. На вопрос почему был демонтирован блок системы безопасности, истец пояснила, что при ремонте автомобиля он мешал. Для проведения диагностики необходимо подключить специальное оборудование к блоку SRS и произвести считывание ошибок, только в данном случае можно провести диагностику. При исследовании автомобиля истца было установлено, что при ДТП повреждена правая боковая часть. Кроме этого эксперт пояснил, что в руководстве по эксплуатации Хонда Цивик прописано, что при боковом ударе активируется только одна подушка безопасности, фронтальные подушки активируется только при фронтальном столкновении. В указанном случае могли активироваться только подушки, расположенные с правой стороны. Раскрытие же всех подушек безопасности, указанных в акте осмотра, противоречат механизму данного ДТП.
Рассматривая требования о взыскании суммы страхового возмещения в указанном истцом размере – 371000 руб. с учетом стоимости восстановительного ремонта определенной судебным экспертом при условии срабатывания системы подушек безопасности, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Суд полагает, что при определении суммы страхового возмещения необходимо исходить из стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца при условии искусственного раскрытия (имитации срабатывания) системы безопасности SRS-Airbag, что с учетом износа на дату ДТП составляет 42 900 руб.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно акту разногласий ЭН-1861 к экспертному заключению № 077/17 ИП Балашов А.В. от 16 июня 2017 года, экспертом-техником <данные изъяты> согласно проведенной проверки установлено, что система безопасности при заявленном случае от 19 апреля 2017 года не могла сработать. Таким образом, раскрытие эластичных элементов системы безопасности было искусственное. Также эксперт-техник руководствовался ответом ООО «САН Мастер» (л.д. 76).
Как усматривается из ответа ООО «САН Мастер», для получения достоверной информации о срабатывании подушек безопасности необходимо произвести считывание информации с блока управления системы безопасности автомобиля с помощью специального оборудования (л.д. 30).
Таким образом, исходя из пояснений судебного эксперта и ответа ООО «САН Мастер», для установления причины срабатывания или искусственного раскрытия подушек безопасности необходимо провести исследование системы безопасности – блока управления SRS.
Вместе с тем, истец не смог представить на диагностику блок управления SRS по причине его демонтажа на СТОА, в связи с чем была исключена возможность определить причину срабатывания подушек безопасности в момент ДТП.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 ГПК РФ, при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования