Номер дела | 2а-2843/2018 ~ М-1676/2018 |
Дата суд акта | 18 апреля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Коржова Г. И. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Гончарова Н. С. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Шевченко А. А. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэрия города Новосибирска |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэр города Новосибирска Локоть А. Е. |
Представитель и+о? | Никоненко Е.Г. |
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело № 2а-
2843
/2018
18
апреля
2018г.
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Бруеве Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гончаровой Н. С., Шевченко А. А., Коржовой Г. И. к мэру города Новосибирска, мэрии города Новосибирска о признании незаконными действий, предложения об изменении места проведения публичного мероприятия,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к административным ответчикам и просили признать незаконным действие о внесении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия 20 апреля 2018 года с площади им. В.И. Ленина на ул. Орджоникидзе 18, выраженное в ответе от 11 апреля 2018 года и признать немотивированным и необоснованным предложение административных ответчиков, выраженное в письме от 11 апреля 2018 года об изменении места проведения публичного мероприятия 20 апреля 2018 года с площади им. В.И. Ленина на ул. Орджоникидзе 18.
В обоснование своего требования административные истцы указали, что 09 апреля 2018 года инициативная группа граждан города Новосибирска подала в мэрию города Новосибирска уведомление о проведении публичного мероприятия 20 апреля 2018 года с 12 часов 30 минут до 13 часов на площади Ленина со стороны Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета – от социальных требований к политическим. 11 апреля 2018 года мэром города Новосибирска было отказано заявителям в согласовании публичного мероприятия на том основании, что в соответствии с постановлением мэрии г. Новосибирска от 23 марта 2018 года № 1019 «О проведении в г. Новосибирске торжественного мероприятия, посвященного официальной церемонии запуска часов обратного отсчета времени до начала чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России», принадлежащие акционерному обществу «СанИнБев». Проведение публичного мероприятия на указанной площадке нарушит функционирование часов обратного отсчета времени, может привести к их повреждению, создаст помехи пешеходам, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии. Проведение мероприятия с использованием звукоусиливающих технических средств на площадке за памятником им. В.И. Ленина со стороны Новосибирского государственного академического театра оперы и балета повлечет нарушение социальной инфраструктуры, а именно функционирование Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Административные истцы полагают, что ответ мэра г. Новосибирска не имеет объективных оснований для отказа в проведении публичного мероприятия, считают, что отказ в согласовании митинга препятствует горожанам выразить свое мнение по социально-значимым и политическим проблемам. Также административные истцы считают, что Постановление мэрии г. Новосибирска от 23 марта 2018 года № 1019 вымышлено, по требованию организатора публичного мероприятия не было представлено.
Административные истцы Гончарова Н.С., Коржова Г.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме и дали соответствующие пояснения. Указали, что изменение места проведения публичного мероприятия, нарушает их права и интересы, не соответствует социально-публичным целям. Полагают, что проведение мероприятия именно на площади Ленина со стороны Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета не нарушает прав иных граждан, не нарушит функционирование Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета.
Административный истец Шевченко А.А. в судебное заседание не явился, извещен суд надлежащим образом.
Представитель мэрии города Новосибирска, мэра г. Новосибирска – Никоненко Е.Г., действующий на основании доверенностей от 15 декабря 2017 года, в судебном заседании заявленные требования не признал, и дал пояснения согласно письменным возражениям на административный иск.
Мэр города Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Пунктом 1 части 3 указанной статьи установлено, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что 09 апреля 2018 года Гончаровой Н.С., Шевченко А.А., Пономаревым В.А., Коржовой Г.И. было подано уведомление о намерении провести 20 апреля 2018 года с 12 часов 30 минут до 13 часов 30 минут митинг по адресу: г. Новосибирск, площадь В.И. Ленина, за памятником В.И. Ленину со стороны Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета. Цель публичного мероприятия: «от социальных требований к политическим».
Предполагаемое количество участников – 20 человек.
Указанное уведомление было зарегистрировано за № от 09 апреля 2018 года в 12 часов (л.д. 4-6).
Письмом № от 11 апреля 2018 года мэр города Новосибирска Локоть А.Е. указал, что в соответствии с постановлением мэрии г. Новосибирска от 23 марта 2018 года № 1019 «О проведении в г. Новосибирске торжественного мероприятия, посвященного официальной церемонии запуска часов обратного отсчета времени до начала чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России» на площадке за памятником В.И. Ленину со стороны Новосибирского государственного академического театра оперы и балета установлены часы обратного отсчета времени до начала чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, принадлежащие акционерному обществу «СанИнБев». Проведение публичного мероприятия на указанной площадке нарушит функционирование часов обратного отсчета времени, может привести к их повреждению, создаст помехи пешеходам, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.
Проведение митинга с использованием звукоусиливающих технических средств на площадке за памятником им. В.И. Ленина со стороны Новосибирского государственного академического театра оперы и балета повлечет нарушение социальной инфраструктуры, а именно функционирование Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести 20 апреля 2018 г. митинг на площадке у фонтана в сквере у здания № 18 по ул. Орджоникидзе в Центральном районе (л.д. 7-8).
Также организаторы были проинформированы об отсутствии права проводить публичное мероприятие, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия в силу нормы пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 указанной статьи орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.
Так, из буквального толкования уведомления о месте проведения публичного мероприятия, следует, что местом проведения митинга является площадь В.И. Ленина, за памятником В.И. Ленину со стороны Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета.
Внося предложение от 11 апреля 2018 года об изменении места проведения публичного мероприятия мэр города Новосибирска сослался на установление на площадке за памятником В.И. Ленина со стороны Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета часов отсчета обратного времени до начала чемпионата мира по футболу и проведение публичного мероприятия нарушит функционирование часов обратного отсчета времени, может привести к их повреждению, создаст помехи пешеходам, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.
На момент подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, мэрией г. Новосибирска издано постановление от 23 марта 2018 года № 1019 «О проведении в г. Новосибирске торжественного мероприятия, посвященного официальной церемонии запуска часов обратного отсчета времени до начала чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России» в сквере у Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», расположенного по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект 36.
Кроме этого, на основании ст. 1.2 Закона Новосибирской области от 10 декабря 2004 года № 238-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области», в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, определяются следующие места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирований) определяются объекты социальной инфраструктуры, в том числе здания и другие объекты, занимаемые организациями культуры, расположенными на территории городских населенных пунктов, физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями, детскими учреждениями и образовательными организациями, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным зданиям и объектам.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика, о том, что проведение публичного мероприятия на указанной административными истцами территории, нарушит функционирование часов обратного отсчета времени, может привести к их повреждению, создаст помехи пешеходам, не участвующих в публичном мероприятии. Кроме того, проведение митинга у Новосибирского Государственного академического театра оперы и балета запрещено и Законом Новосибирской области от 10 декабря 2004 года № 238-ОЗ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что у мэра города Новосибирска имелись достаточные основания для внесения предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.
Совершая действия по внесению предложений по изменению места проведения публичного мероприятия,