Номер дела 2а-2842/2018 ~ М-1675/2018
Дата суд акта 18 апреля 2018 г.
Категория гражданского дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Денисюк А. В.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Мэрия города Новосибирска
Представитель и+о? Никоненко Е.Г.

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело № 2а-

2842

/2018

18

апреля

2018г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.А.,

при секретаре Бруеве Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Денисюк А. В. к мэрии города Новосибирска о признании незаконными действий, предложения об изменении места проведения публичного мероприятия,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику и просил действия административного ответчика о внесении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия 22 апреля 2018 года с площади Ленина у памятника В.И. Ленину на Театральный сквер на площадке у центральной клумбы со стороны здания № 36 по Красному проспекту, выраженное в письме от 13 апреля 2018 года признать незаконными.

В обоснование своего требования административный истец указал, что 12 апреля 2018 года инициативная группа граждан города Новосибирска подала в мэрию города Новосибирска уведомление о проведении публичного мероприятия 22 апреля 2018 года в форме пикета. 13 апреля 2018 года мэрией города Новосибирска было предложено изменить место проведения пикета – в Театральном сквере на площадке у центральной клумбы со стороны здания № 36 по Красному проспекту. Свое предложение мэрия объяснила тем, что проведение пикета у памятника В.И. Ленина со стороны Красного проспекта повлечет нарушение функционирования объектов транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению транспортных средств, будет отвлекать водителей проезжающих автомобилей от управления транспортными средствами, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.

Однако, данное предложение мэрии города Новосибирска административный истец считает немотивированным и необоснованным, нарушающим права заявителя на проведение публичного мероприятия.

Административный истец Денисюк А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, дал соответствующие пояснения. Кроме этого пояснил, что ранее проведение аналогичных мероприятий на площади Ленина у памятника В.И. Ленина со стороны Красного проспекта, мэрия г. Новосибирска всегда согласовывала.

Представитель мэрии города Новосибирска – Никоненко Е.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования не признал, и дал пояснения согласно письменным возражениям на административный иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Пунктом 1 части 3 указанной статьи установлено, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 12 апреля 2018 года Денисюк А.В., <данные изъяты>., <данные изъяты> было подано уведомление о намерении провести 22 апреля 2018 года с 13 часов до 14 часов пикет по адресу: г. Новосибирск, площадь В.И. Ленина, перед памятником В.И. Ленину со стороны Красного проспекта. Цель пикета: 148 лет со дня рождения вождя мирового пролетариата, гения из гениев человечества Владимира Ильича Ленина (Ульянова).

Предполагаемое количество участников – 50 человек.

Указанное уведомление было зарегистрировано за от 12 апреля 2018 года в 13 часов 23 минуты (л.д. 4).

Письмом от 13 апреля 2018 года мэр города Новосибирска Локоть А.Е. указал, что при проведении публичного мероприятия перед памятником В.И. Ленину со стороны Красного проспекта возникает угроза безопасности участников данного публичного мероприятия в связи с интенсивным движением транспорта по Красному проспекту, так как площадка не огорожена от проезжей части. Проведение пикетирования у памятника В.И. Ленину со стороны Красного проспекта повлечет нарушение функционирования объектов транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению транспортных средств, будет отвлекать водителей проезжающих автомобилей от управления транспортными средствами, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии. Кроме этого, мэрией г. Новосибирска было предложено изменить место проведение публичного мероприятия и провести 22 апреля 2018 года пикетирование в Театральном сквере на площадке у центральной клумбы со стороны здания № 36 по Красному проспекту. Также в ответе указано, что возложение цветов к памятнику не является публичным мероприятием в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того организаторы были проинформированы об отсутствии права проводить публичное мероприятие, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия в силу нормы пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (л.д. 5).

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 1 указанной статьи орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

Так, из буквального толкования уведомления о месте проведения публичного мероприятия, следует, что местом проведения пикета является площадь В.И. Ленина перед памятником Ленину со стороны Красного проспекта.

Внося предложение от 13 апреля 2018 года об изменении места проведения публичного мероприятия мэр города Новосибирска сослался на то, что при проведении публичного мероприятия перед памятником В.И. Ленину со стороны Красного проспекта возникает угроза безопасности участников данного публичного мероприятия в связи с интенсивным движением транспорта по Красному проспекту, так как площадка не огорожена от проезжей части. Проведение пикетирования у памятника В.И. Ленину со стороны Красного проспекта повлечет нарушение функционирования объектов транспортной и социальной инфраструктуры, создаст помехи движению транспортных средств, будет отвлекать водителей проезжающих автомобилей от управления транспортными средствами, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.

Исходя из сути рассматриваемых правоотношений, организаторы публичного мероприятия должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте (постановление от 10.07.2012 года по делу "Берладир и другие против России").

Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика, о том, что проведение публичного мероприятия на указанной административным истцом территории, нарушит функционирование объектов транспортной и социальной инфраструктуры, нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, что проезжая часть Красного проспекта и площадка перед памятником В.И. Ленину не имеет какого-либо искусственного разделителя и является единой асфальтированной площадкой.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что у мэра города Новосибирска имелись достаточные основания для внесения предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.

Совершая действия по внесению предложений по изменению места проведения публичного мероприятия, административный ответчик действовал в пределах полномочий предоставленных законом.

Суд учитывает, что органом местного самоуправления предложено изменить место проведения публичного мероприятия на альтернативную площадку, которая находится в непосредственной близости от заявленного места – рядом с памятником В.И. Ленину, соответствует требованиям безопасности жизни и здоровья населения, а следовательно, данное изменение не нарушает права и законные интересы административного истца. Кроме этого, административным ответчиком указано, что возложение цветов к памятнику В.И. Ленина, действующим законодательством не запрещено.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

С учетом указанных в уведомлении целей и причин проведения публичного мероприятия суд полагает, что данные цели могут быть достигнуты и в том месте, которое предложено мэром города Новосибирска, поскольку и в предложенном месте административный истец и иные граждане не будут лишены возможности свободно изложить свое мнение и в целях привлечения внимания общественности распространить информацию о проведении публичного мероприятия. Мэрия города Новосибирска в свою очередь обязана действовать в соответствии с требованиями, изложенными в части 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона.

При таких обстоятельствах, исходя из пояснений административного истца, суд приходит к выводу, что последним не представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов предложением мэрии города Новосибирска о переносе места проведения публичного мероприятия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у мэрии г. Новосибирска было достаточно оснований для внесения предложения об изменении места проведения публичн